Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Круглый стол «Качество образования: мировые тенденции, вызовы и перспективы»

Круглый стол «Качество образования: мировые тенденции, вызовы и перспективы»




15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялся круглый стол «Качество образования: мировые тенденции, вызовы и перспективы». Модераторы: Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика», Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», Татьяна Елистратова, начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Алла Антонова, открывая работу круглого стола, подчеркнула, что качество образования находится в состоянии постоянного изменения, и это очень актуальная проблема в системе современного образования.

Во вступительном слове Игорь Круглинский, начальник Управления оценки качества общего образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки отметил, что мы работаем в условиях, когда в Российской Федерации разработаны два больших проекта, связанных с развитием образования и развитием цифровой школы. В рамках этих проектов запланировано большое количество мероприятий. Сегодня важным является вопрос о том, каков будет выпускник-2030, и никто не ставит во главу угла ИКТ-компетенции или какие-то другие компетенции – все говорят о том, что это должен быть воспитанный и культурный человек. И это мы должны понимать.

С докладом на тему «Система диагностики профессиональных компетенций педагогов и формирования индивидуальных образовательных траекторий» выступил Дмитрий Гужеля, советник руководителя Россотрудничества. Он отметил, что в регионах отсутствуют объективные данные по компетенциям каждого педагога, на основе которых можно строить эффективные программы повышения квалификации и адресные модульные программы обучения. В большинстве регионов отсутствуют данные по сопоставлению результатов обучения детей и диагностики учителей, которые позволяют строить обоснованные гипотезы относительно карты индивидуальных дефицитов учителя. Далеко не все регионы имеют работающие программы комплексной диагностики. Системы оценки учителей применяются, как правило, в целях контроля, а не в целях мотивации педагога на профессиональную рефлексию и саморазвитие.

Между тем, для педагогов существуют следующие механизмы: автоматизированная онлайн-диагностика профессиональных компетенций; модульное фокусное онлайн-обучение (индивидуальные образовательные траектории) по выявленным профессиональным дефицитам. Это система поддержки и принятия решений по организации комплексного повышения квалификации педагогов региона (включая финансовое планирование) и аналитическая система оценки и представления уровня компетенций педагогических кадров, связанная с другими показателями педагогической эффективности региона (данные комплексной оценки, ЕГЭ, ОГЭ и так далее). Такая диагностика компетенций учителей может быть проведена по нескольким составляющим: предметная; методическая; психолого-педагогическая. Список составляющих можно расширять при желании: коммуникативная, нормативная (знание ФГОС и прочее), владение ИКТ.

В мае 2018 года проведена апробация системы по математике, русскому языку, литературе и истории. Апробация проводилась по двум составляющим: методическая (владение методиками преподавания – от планирования урока, через формирование УУД учащихся до подведения итогов и оценки результатов) и предметная (знание ключевых тем предмета). Главными задачами апробации являлась проверка работоспособности системы тестирования и результативности диагностики, а именно: проверка удобства интерфейса и надежности технического функционирования; ясность; организация процессов приглашения на диагностику (назначение тестирования) и технической поддержки; информативность полученных сводных результатов диагностики для руководства; прогресс в прохождении диагностики (сколько педагогов было номинировано на диагностику, сколько из них прошло диагностику); данные по результатам диагностики как в обобщенном виде, так и с возможностью детализации до отдела и конкретного педагога; гибкая система фильтров; возможность скачивать результаты диагностики в табличном формате.

Виктор Басюк, заместитель президента ФГБОУ «РАО», передал приветствие участников Форума от лица Людмилы Вербицкой, президента ФГБОУ «РАО», выступил с докладом «О механизмах формирования рейтингов ведущих национальных систем общего образования: от анализа практик оценивания к постановке задач развития». Виткор Басюк отметил, что Россия должна войти в число ведущих стран по качеству общего образования. Согласно последним международным исследованиям сейчас мы находимся на 34-м месте. К 2021 году появятся еще новые компетенции критического мышления и глобальные компетенции. Это необходимо учитывать при планировании содержания российского образования. Значит, необходимо формирование своей национальной системы оценки качества образования, сейчас важно выявить факторы, влияющие на результат. Согласованность национальных стандартов международного уровня по общему образованию, уровень профессиональных компетенций через введение НСУР, развитие личностных качеств, которые необходимо развивать через мотивацию и позитивную стратегию поведения – отрадно, что на этом форуме специально поговорим об этих личностных компетенциях. Стратегия развития образования в последние годы направлена на две ключевые целевые группы образовательных организаций – это стратегия для «слабых» школ и стратегия для «сильных» школ. Положительная динамика в ключевых документах наблюдается в развитии компетенции учителей, в новом качестве учебно-методических изданий, в совершенствовании оценочных материалов. Создана национальная база данных, но нет единых подходов к тому, чтобы использовать оценку в направлении, нужном для достижения этих показателей.

Игорь Шиян, заместитель директора Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» выступил с докладом «Развитие качества: дошкольный аспект». Он отметил, что на данный момент не проводится масштабных исследований дошкольного аспекта образования. В 2016-2017 году было проведено исследование по шкале ECERS. Результатом которого явилось понимание, что мировое сообщество дошкольного образования идет в одном направлении. В исследовании принял участие 331 детсад из 74 субъектов Российской Федерации. Эксперт выделил благополучные зоны, но остановился и на проблемных вопросах: предметно-пространственная среда является недостаточно доступной для детей, недостаточно насыщенной и многообразной, это ограничивает «поддержку детской инициативы через создание условий для свободного выбора детьми деятельности», что является одним из требований ФГОС дошкольного образования; недостаточно развито умение воспитателей слышать и слушать детей; редко встречаются в группах места для уединения и места отдыха и комфорта детей; в работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер, несмотря на активную цифровизацию; в большинстве детских садов не созданы условия для того, чтобы дети узнавали о разнообразии культур и традиций; почти не созданы условия для детей с особыми образовательными потребностями (эксперты обнаружили такие условия лишь в 17-18% детских садов, а оценили их на уровне «удовлетворительно»); плохие условия для дневного сна – одна из проблемных зон, которые были выявлены как в 2016 году, так и в 2017 году; не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии; в большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями. Очень редко обратная связь по результатам оценки работы педагога в течение года предоставляется в виде помощи и поддержки. Все это – отражение организационной культуры, в которой потребности воспитателя не учитываются, что ведет к профессиональному выгоранию и ухудшению взаимодействия с детьми.

Наталья Салогубова, заместитель директора Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области выступила с докладом «Системы оценки качества образования в условиях реализации эффективной региональной модели управления образованием». Выступление было ориентировано на вопросы построения региональной модели оценки качества образования. Безусловно, в каждом регионе есть своя система измерения, процедура оценивания, оценка интерпретации результатов. При едином образовательном пространстве должны быть единые требования к результатам и условиям. Необходимы эффективные управленческие механизмы для анализа, обработки и интерпретации данных.На уровне региона нужно учесть результаты федеральных и международных процедур, все контекстные данные. На основе этого делаются предварительные выводы через прослеживание прямой зависимости качества образования от определенных контекстов; организовываются наблюдения по «выпадающим» результатам, которые требуют дополнительных исследований. Затем разрабатывается критериальная структура соглашения с муниципалитетами. Принципиальная схема функционирования модели взаимодействия с муниципалитетами состоит из региональных обязательств по организационно-методическому, информационно-технологическому, финансово-экономическому, кадровому обеспечению. Затем создается проект единого образовательного пространства, включая дошкольное, школьное и дополнительное образование.

Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, выступила с докладом «Качество образования как результат и как процесс: кто начинает и кто выигрывает?». В ходе доклада отмечено, что философы исходят из того, что качество есть существенная определенность предмета, несводимая к его отдельным свойствам и неотделимая от него самого как целого, оказывается, что предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. Качество образования можно определить как меру соответствия развития личности обучающихся возможностям для развития, предоставленным культурой, и использованных образовательной организацией для осуществления процесса образования – информационные среды, музейные пространства, характеристики преподавателей.

Система внутреннего контроля качества процесса образования строится на оценке субъектов, вовлеченных в образовательный процесс, а также и внутренней оценке институтов образования (самообследование). С внешней позиции – заказчики образования – могут создавать и контролировать условия – для того, чтобы процесс был качественный, не сам процесс, а условия его реализации. Если контролировать процесс извне – чревато формализмом, игнорированием специфики образовательной организации, недоверием педагогу.

Елена Брызгалина обозначила и проблемное поле: не все результаты образования можно измерить в объективированных шкалах, не все допускают ранжирование обученных субъектов, во многих случаях сравнение результатов требуется в отношении одного субъекта; результаты образования складываются от процесса, в который вовлечены разные субъекты (семья, школа, СМИ), вклад каждого субъекта трудно определим; результат может быть отсрочен во времени и не проявиться в момент измерения. Так, качество процесса и качество результата связаны, но не жестко качественный процесс предопределяет качественный результат.

Джамиля Чимитова, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оцени качества образования» (Республика Бурятия), выступила с докладом «Региональная система оценки качества образования: опыт и особенности диссеминации». В Республике Бурятия функционирует многоаспектная, многоуровневая модель РСОКО, обеспечивающая оценку образовательных достижений и выявление влияющих на них факторов. Однако работе по распространению инновационного опыта образовательных организаций, методических служб разных уровней не хватает системности, динамичности и поэтому этот опыт не рассматривается как ресурс для развития школьной, муниципальной систем образования. Для решения этой проблемы РСОКО использует весь спектр имеющихся форм – выездные семинары, обучающие мероприятия.

Джамиля Чимитова остановилась на одном из проектов. В течение трех лет проводится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Оценка качества образования: от проектирования к практике». В рамках конференции участники имеют возможность поделиться опытом на секциях, принять участие в работе мастер-классов, интерактивных площадок.

Использование различных путей и каналов диссеминации позволяет решить ряд важных проблем: корректное сопоставление результатов оценочных процедур, например, исследование качества образования по физике учащихся 9-х классов и исследование компетенций учителей физики. Использованная модель мониторинга позволила выявить затруднения учащихся и соотнести их с уровнем профессиональной компетентности учителя. Результаты исследования были экстраполированы на весь регион: подготовлены методические рекомендации, внесены коррективы в курсы повышения квалификации и как результат – увеличение доли высокобалльников при сохранении среднего балла ЕГЭ по физике и уменьшении доли учащихся, не преодолевших порог.

Другой крупный блок проблем связан с правильной интерпретацией результатов исследований. Для решения этой проблемы РСОКО разработан и прошел апробацию во всех муниципалитетах республики программный продукт Тест ВМ, который позволяет собрать весь массив информации в одном месте, генерировать отчеты, на основе которых школы и муниципалитеты самостоятельно предлагают варианты управленческих решений. Данная информация позволяет анализировать динамику процесса обучения, прийти к пониманию важности получения объективных результатов. Без достоверных данных невозможно прогнозировать развитие. Так, например, внешний индекс необъективности по региону по данным Рособрнадзора снизился с 48,6% в 2016 году до 23,2% в 2017 году.

Таким образом, решение озвученных проблем в функционировании РСОКО позволит донести идеи, методы осуществления, результаты опыта формирования и функционирования оценки качества образования до целевой аудитории и, в конечном счете, решить основную задачу системы образования – обеспечение доступного качественного образования.

Любовь Халудорова, Ирина Цыренова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100