15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного
форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялся круглый стол «Преобразование институтов управления
в системе образования». Модераторы: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики
«Эврика» и Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы Российской Федерации.
Работу круглого стола открыл Алдар Дамдинов, приветствовавший участников VII международного Байкальского образовательного
форума от имени Главы и Правительства Республики Бурятия, министра образования и науки Республики Бурятия. Алдар Дамдинов
также определил цели и задачи работы круглого стола, а затем предоставил слово заместителю министра просвещения Российской
Федерации Татьяне Синюгиной, которая подчеркнула, что на VIIмеждународном Байкальском образовательном форуме обсуждается очень
важная для отечественного образования тема – повышение его качества. Отдельно Татьяна Синюгина поблагодарила бурятских
коллег за настойчивость и последовательность в возрождении и организации Байкальского образовательного форума. Александр Адамский
выразил благодарность педагогическому сообществу Республики Бурятия, поддержавшему решение Главы республики о возобновлении
проведения Байкальских образовательных форумов.
Татьяна Синюгина представила доклад «Развитие институтов управления в системе: региональные модели». В начале выступления
она подчеркнула, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в стране необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность отечественного образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Во исполнение этого Указа Министерство просвещения страны реализует проект по разработке эффективных региональных моделей
управления образованием. По мнению Татьяны Синюгиной, сейчас в Российской Федерации налицо дифференциация в сфере общего образования
в части: 1) условий; 2) подготовки педагогических кадров; 3) качества образования; 4) между регионами, между муниципалитетами,
между школами. Отсюда целью и задачами проекта становятся создание единого образовательного пространства для усиления государственных
гарантий доступного и качественного образования на всей территории Российской Федерации.
В проекте Министерства просвещения принимают участие 20 субъектов в 7 федеральных округах со статусом пилотного региона. К
уже реализованным этапам проекта докладчик отнесла: 1) конкурсный отбор пилотных регионов на основе 2-x этапного отбора
и экспертизы заявок; 2) анализ региональных систем на основе информационно-аналитического инструментария; 3) разработка
регионами моделей управления образованием при экспертном сопровождении; 4) общественные обсуждения предложенных моделей;
5) доработка нормативно-правовой базы и организационная подготовка к началу реализации проекта.
В рамках проекта выработаны три основные модели управления образованием: 1) перевод учредительства с уровня муниципалитетов
на уровень региона с передачей имущества школ; 2) перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень региона без
передачи имущества школ; 3) заключение регионом соглашения с муниципалитетом с детальным определением условий выделения субвенций
на реализацию образовательных стандартов.
По оценке Татьяны Синюгиной проект задает условия развития для пилотных регионов, предоставляет возможности, в которых
цели развития региона становятся достижимыми. К основным эффектам проекта докладчик отнесла: 1) прозрачность механизмов
финансирования; 2) повышение управляемости системы (через прямые управленческие «сигналы» федерального центра);
3) изменение системы аттестации руководителей образовательных организаций; 4) рост самостоятельности школ; 5) создание единого
образовательного пространства внутри региона благодаря сетевой форме и цифровой среде.
В заключение своего выступления докладчик призвала все субъекты Российской Федерации включаться в проект и подчеркнула, что
отечественная система управления образованием на сегодня исчерпала все ранее имевшиеся ресурсы развития и настало время искать
новые формы этого развития.
Сергей Станченко, руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФГБУ «Федеральный
институт оценки качества образования» представил доклад «Рейтинг региональных инструментов управления качеством
образования», в котором констатировал, что рейтинговый балл российских школ коррелирует с результатами ЕГЭ и в регионах
с более развитыми механизмами и инструментами управления качеством образования результаты ЕГЭ в целом выше.
Взяв за основу результаты 2017 года, докладчик выделил 8 основных направлений управления качеством образования: 1) методологическая
база РСОКО; 2) система обеспечения объективности оценки образовательных результатов; 3) система оценки эффективности руководителей
образовательных организаций; 4) система повышения квалификации педагогов; 5) система методической работы; 6) система работы
со школами с низкими образовательными результатами; 7) система развития таланта; 8) система профориентации.
В завершении доклада Сергей Станченко определил 5 основных направлений развития методологии оценки качества образования в
2018 году: 1) оценка региональных инструментов (не муниципальных); 2) учет максимального количества этапов управленческого
цикла по каждому направлению (основания принятия решения, принятие решения, реализация решения, результаты, анализ, мониторинг
результативности); 3) оценка степени системности работы по каждому направлению; 4) оценка управленческих инструментов
(с глубиной в 3 года); 5) совершенствование критериев оценки материалов.
Александр Адамский в докладе «Создание эффективных механизмов управления общим образованием» затронул историю развития
системы образования и управления этой системой в нашей стране, подчеркнув значение понимания культурно-исторических лозунгов
этого развития на каждом этапе истории России. В завершении своего выступления Александр Адамский констатировал, что отечественная
образовательная система подошла к этапу смены системы управления образованием, так как в нее сейчас вкладывать деньги бесполезно.
Ольга Котляр, заместитель управляющего директора АО «Издательство «Просвещение» в докладе «Школа как
среда формирования будущего. Компетенции современной управленческой команды образовательной организации», обратила внимание
участников круглого стола на то, что группа компаний «Просвещение» предлагает различные партнерские программы
региональным и муниципальным системам образования и конкретным образовательным организациям, которые лежат в сферах обеспечения
учебно-методической продукцией. Второй аспект деятельности Издательства «Просвещение» – реализация программ,
связанных с оснащением образовательных организаций, программ предшкольной подготовки, повышения квалификации учителей с тем,
чтобы школы могли в разных формах организовывать образовательный процесс (в мобильных лабораториях, стационарных кабинетах:
инженерном, медицинском и так даалее). Кроме этого группа компаний «Просвещение» реализует и третье направление
своей деятельности – повышение квалификации управленческих команд образовательных организаций, обучающихся в тех компетенциях,
которые необходимы для управления современной школой.
Ольга Рысева,министр образования Кировской области в своем докладе «Реализация проекта по созданию государственной
модели управления системой образования в Кировской области» определила основные причины необходимости реализации этого
проекта: 1) сложная демографическая ситуация (отрицательная демография, внутренняя миграция населения из села в город, отток
талантливой молодежи из области); 2) имущественный комплекс областной системы образования изношен и требует модернизации;
3) дефицит педагогических кадров; 4) отсутствие единой молодежной политики; 5) рост оппозиционных настроений населения в связи
с нерешенностью проблем в системе образования.
Целью реализации проекта по созданию государственной модели управления системой образования в Кировской области является
создание единого областного образовательного пространства, что предполагает единство: 1) содержания образовательных программ;
2) информационного пространства (дистанционное обучение, цифровая школа, электронные учебники, электронный дневник, электронная
библиотека и так далее); 3) подходов к воспитанию детей (гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому
и так далее); 4) эффективных методов управления системой образования и имущественным комплексом.
Докладчик затронула проблему рисков при передаче школ на региональный уровень, а также представила «дорожную карту»
по принятию муниципальных школ в собственность Кировской области. Подводя итоги своего выступления, Ольга Рысева подчеркнула,
что основным опытом Кировской области в реализации проекта по созданию государственной модели управления системой образования
является создание сети опорных школ, с присоединением к ним сельских школ как структурных подразделений, что позволило повысить
доступность и качество образования в области. С 2019 года все школы области станут государственными.
В докладе «Региональная модель управления образовательными организациями: построение сетевой школы» Елены Хардиковой,
заместителя министра образования и науки Республики Тыва, обосновывается целесообразность именно модели сетевой школы. В условиях
горной республики, где большинство школ – малокомплектные, Министерство образования и науки Республики Тыва определило
основную цель построения региональной модели управления образовательными организациями – создание единого образовательного
пространства для усиления государственных гарантий доступного и качественного образования для учащихся школ в малых селах
республики посредством создания единой Национальной гимназии Республики Тыва – единой республиканской Сетевой школы.
Проблемы, на решение которых направлен проект: 1) транспортная доступность ограничена географическим расположением школ; 2)
ограниченность и/или недоступность качественной сотовой связи и сети Интернет; 3) материально-техническая база для обеспечения
учебного процесса отсутствует и/или устарела и не соответствует современным требованиям; 4) нехватка педагогов по предметам
и/или недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов; 5) низкое качество образования (результаты ниже средних
региональных показателей); 6) сокращение контингента обучающихся на старших ступенях обучения.
Ожидаемые результаты от проекта: 1) реорганизация сети малокомплектных школ (передача на региональный уровень) со включением
их в проект; 2) создание Национальной гимназии Республики Тыва – Сетевой школы; 3) укрепление материально-технической
базы Сетевой школы; 4) формирование государственного задания Сетевой школы; 5) формирование единого процесса обучения и воспитания,
профильного обучения с внедрением новых технологий; 6) функционирование «Сетевой школы Республики Тыва», приводящее
к повышению доступности и качества образования, успешности (конкурентоспособности) обучающихся.
Елена Базарова, Дандар Доржиев, аналитическая группа Республики Бурятия
|