Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Круглый стол «Преобразование институтов управления в системе образования»

Круглый стол «Преобразование институтов управления в системе образования»




15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялся круглый стол «Преобразование институтов управления в системе образования». Модераторы: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы Российской Федерации.

Работу круглого стола открыл Алдар Дамдинов, приветствовавший участников VII международного Байкальского образовательного форума от имени Главы и Правительства Республики Бурятия, министра образования и науки Республики Бурятия. Алдар Дамдинов также определил цели и задачи работы круглого стола, а затем предоставил слово заместителю министра просвещения Российской Федерации Татьяне Синюгиной, которая подчеркнула, что на VIIмеждународном Байкальском образовательном форуме обсуждается очень важная для отечественного образования тема – повышение его качества. Отдельно Татьяна Синюгина поблагодарила бурятских коллег за настойчивость и последовательность в возрождении и организации Байкальского образовательного форума. Александр Адамский выразил благодарность педагогическому сообществу Республики Бурятия, поддержавшему решение Главы республики о возобновлении проведения Байкальских образовательных форумов.

Татьяна Синюгина представила доклад «Развитие институтов управления в системе: региональные модели». В начале выступления она подчеркнула, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в стране необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественного образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Во исполнение этого Указа Министерство просве­щения страны реализует проект по раз­работке эффективных региональных моделей управления образованием. По мнению Татьяны Синюгиной, сейчас в Российской Федерации налицо дифференциация в сфере общего образования в части: 1) ус­ловий; 2) подготовки педагогических кадров; 3) ка­че­ст­ва образования; 4) между регио­на­ми, между муниципалитетами, между школами. Отсюда целью и задачами проекта становятся создание единого образовательного пространства для усиления государственных гарантий доступного и качественного образования на всей территории Российской Феде­рации.

В проекте Министерства просвещения принимают участие 20 субъектов в 7 федеральных округах со статусом пилотного региона. К уже реа­ли­зованным этапам проекта докладчик от­несла: 1) конкурсный отбор пи­лот­ных регионов на основе 2-x этапного отбора и экспертизы заявок; 2) анализ региональных систем на основе информационно-ана­ли­тического инструментария; 3) разработка регионами моделей управ­ления образованием при экспертном сопровождении; 4) общественные обсуждения пред­ложенных моделей; 5) доработка нормативно-правовой базы и организационная подго­товка к началу реализации проекта.

В рамках проекта выработаны три основные модели управления образованием: 1) пе­ре­вод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень региона с передачей имуще­ства школ; 2) перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень региона без передачи имущества школ; 3) заключение регионом соглашения с муниципалитетом с де­тальным определением условий выделения субвенций на реализацию образовательных стандартов.

По оценке Татьяны Синюгиной проект задает условия развития для пилотных регионов, предоставляет воз­мож­но­сти, в которых цели развития региона становятся дости­­жимыми. К основным эффектам проекта докладчик отнесла: 1) прозрачность механизмов финансирования; 2) повышение уп­рав­ляе­мо­сти системы (через прямые управлен­ческие «сигналы» федерального центра); 3) изменение сис­те­мы аттестации руководителей образовательных организаций; 4) рост самостоятельности школ; 5) создание единого об­ра­зо­вательного пространства внутри региона благодаря сетевой форме и цифровой среде.

В заключение своего выступления докладчик призвала все субъекты Российской Федерации включаться в проект и подчеркнула, что отечественная система управления образованием на сегодня исчерпала все ранее имевшиеся ресурсы развития и настало время искать новые формы этого развития.

Сергей Станченко, руководитель Центра национальных и меж­дународных исследований качества образования ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» представил доклад «Рейтинг региональных ин­стру­ментов управления качеством образования», в котором констатировал, что рейтинговый балл российских школ коррелирует с результатами ЕГЭ и в регионах с более развитыми ме­ханизмами и инструментами управления качеством образования результаты ЕГЭ в целом выше.

Взяв за основу результаты 2017 года, докладчик выделил 8 основных направлений управления качеством образования: 1) методологическая база РСОКО; 2) система обеспече­ния объективности оценки образовательных результатов; 3) система оценки эффектив­но­сти руководителей образовательных организаций; 4) система повышения квалификации педагогов; 5) система методической работы; 6) система работы со школами с низкими образовательными результатами; 7) система развития таланта; 8) система профориента­ции.

В завершении доклада Сергей Станченко определил 5 основных направлений разви­тия методологии оценки качества образования в 2018 году: 1) оценка региональных инстру­ментов (не муниципальных); 2) учет максимального количества этапов управленческо­го цикла по каждому направлению (основания принятия решения, принятие решения, реализация решения, результаты, анализ, мониторинг результативности); 3) оценка сте­пе­ни системности работы по каждому направлению; 4) оценка управленческих инстру­мен­тов (с глубиной в 3 года); 5) совершенствование критериев оценки материалов.

Александр Адамский в докладе «Создание эффективных механизмов управления общим образованием» затронул историю развития системы образо­ва­ния и управления этой системой в нашей стране, подчеркнув значение понимания куль­турно-исторических лозунгов этого развития на каждом этапе истории России. В завершении сво­его выступления Александр Адамский констатировал, что отечественная образова­тель­ная система подошла к этапу смены системы управления образованием, так как в нее сейчас вкладывать деньги бесполезно.

Ольга Котляр, заместитель управляющего директора АО «Издательство «Просвеще­ние» в докладе «Школа как среда формирования будущего. Компетенции современной управленческой команды образовательной организации», обратила внимание участников круглого стола на то, что группа компаний «Просвещение» предлагает различные парт­нер­ские программы региональным и муниципальным системам образования и конк­рет­ным образовательным организациям, которые лежат в сферах обеспечения учебно-мето­ди­ческой продукцией. Второй аспект деятельности Издательства «Просве­ще­ние» – реализация прог­рамм, связанных с оснащением образовательных организаций, программ предшкольной подготовки, повышения квалификации учителей с тем, чтобы школы могли в разных фор­мах организовывать образовательный процесс (в мобильных лабораториях, стационарных кабинетах: инженерном, медицинском и так даалее). Кроме этого группа компаний «Просвещение» реализует и третье направление своей деятельности – повышение квалификации управленческих команд образовательных организаций, обучающихся в тех компетенциях, которые необходимы для управления совре­мен­ной школой.

Ольга Рысева,министр образования Кировской области в своем докладе «Реализация проекта по созданию государственной модели управления системой образования в Кировской области» определила основные причины необходимости реализации этого проекта: 1) сложная демографическая ситуация (отрицательная демография, внут­ренняя миграция населения из села в город, отток талантливой молодежи из области); 2) имущественный комплекс областной системы образования изношен и требует модер­низации; 3) дефицит педагогических кадров; 4) отсутствие единой молодежной политики; 5) рост оппозиционных настроений населения в связи с нерешенностью проблем в систе­ме образования.

Целью реализации проекта по созданию государственной модели управления систе­мой образования в Кировской области является создание единого областного образова­тель­ного пространства, что предполагает единство: 1) содержания образовательных прог­рамм; 2) информационного пространства (дистанционное обучение, цифровая школа, элект­ронные учебники, электронный дневник, электронная библиотека и так далее); 3) под­хо­дов к воспитанию детей (гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физи­че­ско­му и так далее); 4) эффективных методов управления системой образования и имущест­вен­ным комплексом.

Докладчик затронула проблему рисков при передаче школ на региональный уровень, а также представила «дорожную карту» по принятию муниципальных школ в собственность Кировской области. Подводя итоги своего выступления, Ольга Рысева подчеркнула, что основным опытом Кировской области в реали­зации проекта по созданию государственной модели управления системой образования является создание сети опорных школ, с присоединением к ним сельских школ как структурных подразделений, что позволило повысить доступность и качество образования в области. С 2019 года все школы области станут государственными.

В докладе «Региональная модель управления образовательными организациями: построение сетевой школы» Елены Хардиковой, заместителя министра образования и науки Республики Тыва, обосновывается целесообразность именно модели сетевой школы. В условиях горной республики, где большинство школ – малокомплектные, Министерство об­разования и науки Республики Тыва определило основную цель построения регио­наль­ной модели управления образовательными организациями – создание единого образо­ва­тель­ного пространства для усиления государственных гарантий доступного и качест­вен­но­го образования для учащихся школ в малых селах республики посредством создания единой Нацио­нальной гимназии Республики Тыва – единой республиканской Сетевой школы.

Проблемы, на решение которых направлен проект: 1) транспортная доступность ограничена географическим расположением школ; 2) ограниченность и/или недоступность качественной сотовой связи и сети Интернет; 3) материально-техническая база для обес­печения учебного процесса отсутствует и/или устарела и не соответствует сов­ре­мен­ным требованиям; 4) нехватка педагогов по предметам и/или недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов; 5) низкое качество образования (резул­ьта­ты ниже средних региональных показателей); 6) сокращение контингента обучающихся на старших ступенях обучения.

Ожидаемые результаты от проекта: 1) реорганизация сети малокомплектных школ (передача на региональный уровень) со включением их в проект; 2) создание Национальной гимназии Республики Тыва – Сетевой школы; 3) укрепление материально-техни­че­ской базы Сетевой школы; 4) формирование государственного задания Сетевой школы; 5) формирование единого процесса обучения и воспитания, профильного обучения с внедрением новых технологий; 6) функционирование «Сетевой школы Республики Тыва», приводящее к повышению доступности и качества образования, успешности (конку­рен­то­спо­собности) обучающихся.

Елена Базарова, Дандар Доржиев, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100