Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Круглый стол по вопросам оценки и мониторинга личностных результатов образования

Круглый стол по вопросам оценки и мониторинга личностных результатов образования




16 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялся круглый стол по вопросам оценки и мониторинга личностных результатов образования. Модератор: Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Работу круглого стола открыл Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования, который он определил цели и задачи круглого стола. Напомнив, что согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образование – это процесс обучения и воспитания, попросил акцентировать свое внимание на воспитательной работе. По его мнению, она должна вестись системно на всех уровнях. Как она должна вестись, что мы понимаем под воспитательной работой, нужно ли ее оценивать стало вопросом обсуждения.

«Школа должна воспитать гражданина и члена общества. Необходимо выработать параметры оценки не каждого ученика, а критерии оценки в целом характеризующие общую картину ситуации», – подчеркнул Сергей Кравцов.

В своем приветствии к участникам круглого стола Анна Кузнецова, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, отметила важность вопроса качества воспитания. Согласно статистике Института уполномоченных по правам ребенка, число обращений по вопросам воспитания ребенка в образовательных организациях увеличилась почти в два раза.

Анна Кузнецова предложила также рассмотреть вопрос о мониторинге действующих программ по воспитанию и социализации, оценить их качество и соответствие стратегии развития воспитания. Провести экспертизу программ с приглашением специалистов, психологов и иных специалистов, которые могут проэкспертировать на соответствие целям, определенным в стратегии. Важно дать педагогу инструменты, которые помогут оценить всю глубину ситуации и помощь выбрать правильные методы.

Татьяна Синюгина, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации, подчеркнула важность обсуждаемой темы для системы образования. Профессиональная общественность сегодня задается вопросом, что необходимо сделать системе образования для воспитания ребенка, кого нам необходимо привлечь, чтобы этот процесс был успешным и чего нам не хватает. В каждой программе воспитания должны быть базовые и специфические региональные компоненты. Региональные особенности должны подстраиваться под проблемы каждого региона. Они должны учитываться системами образования, при этом должны быть базовые вещи, которые едины для всех.

Сегодня, кто занимается воспитательной работой, делает это исходя из собственного опыта, который он получал в большинстве своем в советской школе. Учитель должен понимать, с каким ребенком он работает, какие у него запросы, что необходимо ему. Сейчас школе нужны специалисты, которые будут заниматься с ребенком, его семьей, его окружением в школе, личностными проблемами. Важнейшее составляющее – это информационное поле, которое тоже воспитывает детей.

В начале доклада «Механизмы достижения личностных результатов в рамках реализации Национального проекта» Татьяна Синюгина напомнила, что Национальный проект «Образование» направлен на достижение ряда клю­че­вых целей, связанных с воспитанием: 1) воспитание гармонично развитой личности обу­чаю­щихся в рамках освоения дополнительных общеобразовательных программ наряду с основными образовательными программами среднего общего образования; 2) воспитание со­циально ответственной личности через вовлечение обучающихся в позитивные социаль­ные практики (в том числе через участие в добровольческих и волонтерских объедине­ни­ях, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оказываю­щих общественно полезные услуги); 3) воспитание на основе духовно-нравственных цен­но­стей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных тради­ций через расширение возможностей для освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ на основе ресурсов всех организаций, участвующих в реали­за­ции таких программ и повышение охвата детей в возрасте 5-18 лет соответствующим ви­дом образования, а также достижения личностных результатов в рамках освоения основ­ных образовательных программ.

По оценке Татьяны Синюгиной, улучшению качества образования способствует введе­ние нор­мативно-подушевого и персонифицированного финансирования в системе до­пол­ни­тель­но­го образования. Причем модель именно персонифицированного финансиро­ва­ния обес­пе­чивает современное, вариа­тив­ное и востребованное дополнительное обра­зо­ва­ние детей субъекта Российской Феде­ра­ции с учетом интересов каждого ребенка и его родителей. Сис­тема персонифици­рован­но­го финансирования предполагает создание механизма фи­нан­сового обеспечения за счет бюд­жетных средств, выбираемых семьями и детьми, до­пол­нительных обще­образова­тель­ных программ, включая персональную закрепленность средств за потребителем и целевой характер использования бюджетных средств на основе ведения реестра поставщиков, открытого информирования о реализуемых ими прог­рам­мах дополнительного образования, а также индивидуальный учет обучающихся.

При этом субъект Российской Федерации формирует реестр поставщиков (в том чис­ле негосударственных организаций), которые допущены к реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств регионального и муниципального бюд­же­тов в целях повышения конкуренции и расширения вариативности дополнительных обще­об­разовательных программ. Форму, размер стоимости сертификата и перечень услуг оп­ре­де­ляет субъект Российской Федерации. В 2017-2018 годах система персонифицированного финансирования внедрена в 20 субъ­ек­тах Российской Федерации (включая Республику Бурятия). К 2020 году дополни­тель­ным образованием с ис­пользованием персонифицированного финансирования будут охвачены 50% детей стра­ны.

Далее Татьяна Синюгина обратила внимание собравшихся на то, что для реализации Указа Президента Российской Федерации разработаны пред­ло­же­ния в Национальный проект «Образование», в который включен также федеральный проект «Успех каждого ребенка». Указом поставлена цель по формированию эффективной системы выявления, под­держки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на прин­ципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессио­нальную ориентацию всех обучающихся. В рамках этого направления Министерством просвещения Российской Федерации, сов­местно с органами исполнительной власти субъектов России, решается задача по соз­да­нию региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. Образовательная ин­фраструктура, кадровый состав этих центров долж­ны позволять реализовывать как краткосрочные (14-24 дня) смены, так и долгосрочные образовательные программы (в том числе в дистанционном ре­жи­ме) по трем основным направлениям – наука, спорт и ис­кус­ство.

Важной задачей региональных центров является воспитание молодых талантливых ребят, формирование их мотивации к активному участию в развитии своего региона. Соз­да­ние этих центров осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве между Фон­дом и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. В настоящее вре­мя соглашения о сотрудничестве с Фондом подписаны органами исполнительной вла­сти 31 субъекта Российской Федерации.

Кроме того, как констатировала Татьяна Синюгина, воспитание социально от­вет­ст­вен­ной личности в рамках реализации Национального проекта предполагается реализо­вы­вать через вовлечение обучающихся в позитивные социальные практики (в том числе че­рез участие в добровольческих и волонтерских объединениях, деятельности социально ори­ентированных некоммерческих организаций, оказывающих общественно полезные ус­лу­ги). Не менее важным является вовлечение в такую работу и тех детей, кто нуждается в поддержке. Именно такую цель Министерство просвещения Российской Федерации заложило в Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шен­нолетних на период до 2020 года, которая разработана совместно с представителями МВД России, Следственного комитета России, Минздрава России, Уполномоченного при Пре­зиденте Российской Федерации по правам ребенка, Фонда поддержки детей, нахо­дя­щих­ся в трудной жизненной ситуации. При подготовке Концепции учитывался опыт фор­ми­рования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, накопленный в субъектах Российской Федерации.

По оценке Татьяны Синюгиной, большая работа проводится сейчас Министерством просвещения Российской Федерации для развития психологической службы в системе образования, обеспечивающей как раннюю профилактику проблемного поведения, так и оказание помощи детям, педагогам, родителям, руководителям школ, детских садов, кол­леджей (включая экстренную помощь). Более того, Министерством просвещения Рос­сий­ской Федерации вводится новый механизм профессионального управления системой в ча­сти психологической службы – институт внештатных экспертов в федеральных округах и регионах, работа которых будет координироваться как Министерством, так и Феде­раль­ным ресурсным центром по развитию психологической службы, созданным на базе Рос­сий­ской академии образования.

Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов отметил, что одним из самых важных составляющих является неравнодушие. У учителя нет права быть равнодушным, даже если маленькая зарплата. Необходимо формировать мнение, что учитель это не профессия – это миссия. Личностные качества учителя имеют важное значение.

Татьяна Будаева, первый секретарь Посольства России в Монголии, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Монголии обратила внимание на опыт Бурятии, когда общественность принимает участие в содержании воспитания.

Виктор Басюк, заместитель президента Российской Ака­де­мии образования выступил с докладом «Подходы к оценке и мониторингу личностных результатов об­ра­зования». В начале докладчик напомнил о двух основных целевых показателях На­цио­наль­ного проекта «Образование»: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности рос­сий­ского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; 2) воспитание гармонично раз­витой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных цен­но­стей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Причем оба этих целевых показателя напрямую взаимосвязаны и взаимо­зависимы: то качество образования, кото­рое сейчас обучающийся получает, зависит от уровня воспитательной работы в обра­зо­ва­тель­ной организации.

Отсюда Виктор Басюк определил проблемное поле в обеспечении кон­куренто­спо­соб­ности российского образования: 1) более половины выпускников основной школы име­ют только базовый уровень образования; 2) по качеству общего образования рос­сий­ская школа уступает 10 странам-лидерам по качеству образования; 3) российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, все еще ориентирована на затратную педагогику.

В Стратегии ОЭСР-2030 четко прослеживаются международные подходы к системе современного обучения, к формированию навыков ХХIвека, которые состоят из 3-х основных компонентов: 1) базовые навыки (навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность); 2) компетенции (критическое мышление, креативность, умение общаться, умение работать в команде); 3) лич­ностные качества (любознательность, инициативность, настойчивость, способность адап­­тироваться, лидерские качества, социальная и культурная грамотность). Докладчик особо подчеркнул, что все эти навыки, согласно Стратегии ОЭСР, должны формироваться в процессе именно непрерывного образования, а личностные качества занимают одно из ведущих мест в навыках ХХIвека.

Задавшись вопросом о том, какова содержательная и критериальная база оценки ка­че­ства образования, Виктор Басюк подчеркнул, что система образования должна наст­раи­ваться на новые результаты именно через оценку качества образования, через требования ФГОС, предполагающие овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. Докладчик обратил внимание собравшихся на то, что результаты ис­сле­до­ваний личностных результатов образования (например, PISA-2015) позволяют говорить о том, что в период с 2006 по 2015 годы в мире изменился индекс удовлетворенности изучения естественно-научных предметов (-0,12) по двум основным критериям: 1) обучаю­щие­ся «умеют внимательно слушать, радуются успехам одноклассников, учитывают то, что интересно другим и с удовольствием рассматривают разные точки зрения и подходы» (54 из 56 стран); 2) обучающиеся «предпочитают работать в команде с другими, а не в одиночку; считают, что группа принимает лучшее решение, чем один человек; считают, что работа в команде повышает их собственную эффективность и с удовольствием сотрудничают с другими» (51 место из 56 стран). Виктор Басюк подчеркнул, что это и есть то проблемное поле, о котором надо сегодня говорить.

Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова выступила с докладом «Ценности как результаты воспитания: от метафизических оснований к прак­ти­­ческим следствиям». Свое выступление Елена Брызгалина начала с тезиса о том, что ана­лиз существующей нормативно-правовой базы документов по развитию системы оте­че­ственного образования позволяет говорить о том, что эта база не завершена полностью и достаточно противоречива. Особенно серьезным, на взгляд докладчика, является несо­вер­шенство понятийно-категориального аппарата данной базы и, в частности, трактовка та­кого принципиально важного понятия как «ценность», которое на сегодня имеет 3 ос­нов­ных трактовки: 1) объектную; 2) субъект-объектную; 3) субъектную. Причем здесь, как подчеркнула Елена Брызгалина, для нас особенно важна именно третья трактовка по­ня­тия «ценность», представляющая формирование ценностей как оснований для лич­но­ст­но­го выбора целей и средств деятельности во всех сферах жизни человека.

Докладчик задалась вопросом о том, возможна ли гносеологическая верификация цен­ностей? Ведь должное, по мнению Елены Брызгалиной, не сводится к сущему и не вы­во­дится из него. Докладчик уверенно и убежденно заявила, что ценности являются ре­зуль­татом личных, внутренних убеждений, а не внешних формальных доказательств. «В цен­ностях нужно убеждать, а не просто доказывать их необходимость», – настаивала Еле­на Брызгалина. Всистеме образования, по мнению докладчика, следует прежде всего оценивать то, какие условиясоздают современные школы, как целостные, социально-открытые образовательные пространства, для того, чтобы ценности стали функциональными, то есть условия для единства обучения и воспитания и условия для осознанного деятельностного и эмоционального проживания обучающимся ценностных выборов.

Алексей Цыденов предложил некоторые меры по воспитанию детей: добавить полномочия комиссии по делам несовершеннолетним; ввести ответственность родителей за поведение ученика. Ответственность должна быть не материальная, а общественная работа; необходимо требовать от учеников уважительного отношения к учителю. Также Глава республики поделился опытом Бурятии. Рассказал о разработке Кодекса ученика в Республике Бурятия и предложил ввести такой документ в других регионах.

Сергей Станченко, директор Федерального института оценки качества образования в своем докладе «Мониторинг личностных результатов обучения: что измерять» выделяет 3 основных уровня оценивания личностных результатов: 1) индивидуальный (результаты вы­полнения заданий, высказанное мнение (позиция), реальные действия; 2) условия осу­ще­ствления образовательного процесса; 3) внешние индикаторы (которые являются уже, по большому счету, последствиями обучения). При этом в процессе мониторинга личностных результатов обучения остаются некоторые открытые вопросы, еще ждущие своего решения: 1) ка­ко­вы связи между условиями осуществления образовательного процесса и внешними ин­ди­каторами; 2) каковы ограничения и риски, связанные с изменением условий обра­зо­ва­тель­ного процесса; 3) в каких случаях уместна оценка индивидуальных результатов; 4) ка­кие дополнительные исследования необходимо провести.

Александр Петрынин, директор КГБОУ «Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» выступил с докладом «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: влияние на изменение криминального сознания несовершеннолетних правонарушителей». В на­ча­ле доклада он напомнил присутствующим о социальной опасности подростковой кри­ми­нальной субкультуры, а также о чрезвычайно высоком проценте соматической патологии (за­болеваний) в среде несовершеннолетних правонарушителей. Докладчик рассказал об эффективности проекта по созданию краевого центра пси­хо­лого-педаго­ги­ческой, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям. К прин­ципиальным отличиям этого проекта от существующих систем учебно-воспи­та­тель­ной работы с данным контингентом обучающихся, Александр Петрынин отнес: 1) в условиях откры­то­­го образовательного пространства воспитываются несовершеннолетние с устойчивым про­тивоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные УК РФ, осуж­ден­ные условно с испытательным сроком; 2) большинство воспитанников проживает дома, в це­лях преодоления феномена дезадаптации детей в открытых и закрытых учебно-воспи­та­тель­ных и пенитенциарных учреждениях; 3) в Центре воспитываются несовершен­но­лет­ние обоего пола, что делает среду их проживания естественной, природосообразной.

Александр Петрынин подчеркнул, что Центр – это прежде всего общеобразователь­ная школа с индивидуальным планом обучения, использующая учебные планы дневных и вечерних общеобразовательных школ (в том числе – семестрового обучения). Основная «фишка» Центра состоит в создании единой реабилитационной среды. В секторе психо­ло­го-медико-педагогической помощи Центра работают социальные пе­дагоги, педагоги-пси­хо­логи, юрист, врачи-специалисты.Учебно-производственный сектор Центра осу­ществ­ляет профессиональ­ную подготовку воспитанников по 5 специальностям (токарь, авто­механик, слесарь, сто­ляр, портная легкого платья).Приют Центраназывают «пе­да­го­ги­ческой реанимацией» (здесь живут дети, попавшие в сложные жизненные ситуации, свя­занные с насилием в семье, конфликты криминального плана на микрорайоне, упот­реб­ление ПАВ, ожидание суда). Основой деятельности сектора дополнительного об­ра­зо­ва­ния Центра является вклю­­чение детей в синтетическую художественную деятельность, об­ла­даю­щую значи­тель­ными компенсаторными и адаптационными возможностями. Учитывая не­устой­чивость интересов детей с девиантным поведением, объединения допол­нитель­но­го образования представлены кружками, секциями, клубами 10 наименований.

В заключение своего выступления Александр Петрынин коснулся методических вопросов работы Центра. В ряду педагогических методик и технологий, обеспечивающих процесс преодоления девиантного поведения несовершеннолетних, в Центре особенно эффективно реализуется методика «гуманистического воспитания» (явления, выросшего из коллективного творческого воспитания – «коммунарской методики» И.П. Иванова).

Наваан Юндэнгийн Оюндарь,заместитель министра иностранных дел Монголии подчеркнула, что Россия и Монголия имеет давние связи в сфере образования. Монгольское образование основано на российском образовании. Как отметила выступающая, сегодня Монголия уделяет большое внимание воспитанию личности ребенка, формированию социально-значимых ценностей, а также работает над возвра­щением уважения к профессии учителя.

Дмитрий Гужеля, советник руководителя Россотрудничества говорил о необхо­ди­мости распространять российские ценности в международном пространстве. Необходимо продвигать наши установки, стандарты, ценности. Предложил на следующем Байкальском образовательном форуме создать международную секцию.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» обратил внимание на три тезиса: 1) не нужно переоценивать школьные возможности; 2) ребенка воспитывает не только школа, а также семья, окружение. Необходимо их привлекать к процессу воспитания; 3) к сожалению, рост агрессии в школе будет расти. Нам необходимо предупредить и упредить этот процесс.

Дандар Доржиев, Баярма Цыретарова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100