Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Круглый стол по вопросам стратегии развития системы оценки качества образования

Круглый стол по вопросам стратегии развития системы оценки качества образования




17 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» на берегу озера Байкал состоялся круглый стол по вопросам стратегии развития системы оценки качества образования. Модератор: Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

На круглом столе были рассмотрены современные вызовы развития образования и его оценки качества, принципы развития системы оценки качества образования на ближайшее время и на перспективу, подготовка к формированию стратегического совета Рособрнадзора по качеству образования, а также подведены итоги VIIмеждународного Байкальского образовательного форума.

Во вступительном слове Сергей Кравцов отметил, что данный Форум не случайно проводится именно на Байкале, в Бурятии. Здесь зарождались правильные решения по развитию образования. И эти решения обязательно реализуются. Важно, что на этом форуме мы говорили о воспитании. Важное решение – это создание Координационной группы вместе с Уполномоченным по делам ребенка при президенте Российской Федерации. Идеи этого Байкальского образовательного форума обязательно будут воплощаться в жизнь. Сергей Кравцов предложил создать Международный совет по оценке качества образования, пригласил к работе в этом Совете экспертное сообщество и представителей государственных органов. Было подчеркнуто, что только совместными усилиями можно создать систему оценки качества образования, отличающейся не столько с точки зрения государственного управления, сколько с точки зрения тех ожиданий, которые общество видит в качестве образования.

В своем докладе Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» остановился на том, что развитие системы качества образования – это институциональное развитие, поэтому предложил рассмотреть логику развития институтов системы образования. Логика рассуждения – развитие образования проходит определенные циклы, поэтому можно предугадать следующие шаги развития. Далее эксперт сделал экскурс в историю развития институтов образования от Крещения Руси до современности, выделив основные черты каждой эпохи. Отдельно было сказано о молодости системы оценки качества образования в российском образовании, о том, что постсоветский период развития институтов образования был ознаменован следующими прорывами: ЕГЭ, оплата труда по результату, профилизация, общественное управление.

Проблемой сегодняшнего цифрового времени Александр Адамский считает следующий вопрос: можно ли с помощью архаичных институтов внедрить современные инструменты? Среди ключевых элементов мониторинга качества образования были выделены сбор данных через цифровой след деятельности ребенка, семантический анализ открытого информационного пространства.

Сергей Станченко, директор Федерального института оценки качества образования остановился на ключевых вопросах в оценке качества образования. Важными достижениями системы оценки качества образования в России является то, что ФГОС заложил основу для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, сформирован и развивается комплекс оценочных процедур на федеральном уровне: ЕГЭ, ОГЭ, МСИ, НИКО, ВПР, в оценочных процедурах федерального уровня используется широкий спектр моделей заданий практико-ориентированного и деятельностного характера, оценивающих различные компетентности обучающихся, сформировано сообщество специалистов, профессионально занимающихся организацией процедур ОКО.

Далее Сергей Станченко обозначил проблемы, современные вызовы в оценке результатов образования: недостаточное развитие управленческих инструментов и механизмов (высокий уровень необъективности в процедурах оценки, практика наказаний за «низкие результаты», недостаточное использование аналитики, использование «поверхностных» и неэффективных показателей (отметки, слабые механизмы снижения рисков, связанных с самостоятельностью школ, недостаточный уровень командной работы в школе и так далее); низкий уровень подготовки учителей, в том числе в вопросах индивидуализации обучения, оценки результатов обучения, анализа результатов оценочных процедур; устаревшие стереотипы в обществе: все говорят об отметках, а не о знаниях, умениях и успешности обучающихся.

Андреас Шляйхер, директор Департамента по образованию и навыкам ОЭСР отметил, что тема оценки качества образования всегда поднимает волнение в обществе, потому что это зеркало, в котором мы видим перед собой гарантию справедливости и равных образовательных возможностей для всех. Пример развития ЕГЭ в России – это образец, как можно выстроить честную систему равных образовательных возможностей. В России удалось ввести такие методы, которым люди могут доверять.

Контрольно-оценочные процедуры должны повлечь развитие всей системы образования, но в то же время могут заужать видение, важно помнить, чтобы инструменты оценки были нацелены на будущее. Должен быть соблюден баланс валидности и эффективности. Например, использование в ЕГЭ заданий с открытым ответом – это прогрессивное решение. Это очень важно – представлять аутентичные задания. Заслуга еще в том, что оно проверяется экспертом, но встает вопрос, как мы можем быть уверены в объективности эксперта. В этом смысле, апелляция – это правильная возможность для выпускника.

Вызовом современности Андреас Шляйхер назвал ощущение в обществе, что ЕГЭ – это что-то инородное. Будущее заключается в интеграции обучения и оценки. Необходимо перейти в плоскость взаимодействия с учащимися, например, использовать любовь к компьютерным играм. Главная задача – как наши контрольно-измерительные материалы проверяют компетенции XXIвека.

С презентацией результатов работы выездной экспедиции в Селенгинский район выступила Лилия Чащина, первый заместитель министра образования Пензенской области. В своем выступлении она резюмировала работу экспедиции, выделила важность краеведческого просвещения, национального колорита в образовательных организациях. Система образования в районе дает возможность стать патриотом свей малой родины. Сохранение малых сел, система ТОСов позволяет улучшить материально-техническую базу школ. Была отмечена значимость регионального проекта «Умная школа» как толчок для развития всего района.

Лхама Рабданова, ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» осветила результаты работы выездной экспедиции в Кижингинский район. Отметила, что все участники экспедиции были вовлечены в игру, выделила важными программы ментальной арифметики и создания билингвальной среды в образовательном пространстве школы.

Лариса Лысак, начальник управления образования Ангарского городского округа отметила важность сетевого взаимодействия среди образовательных организаций разного уровня г.Улан-Удэ. Положителен опыт разработки положений взаимодействий сетевых организаций.

Итоговый пленум Байкальского образовательного форума был закончен словами благодарности Главы Республики Бурятия Алексея Цыденова Сергею Кравцову за инициативу возобновления проведения Байкальского образовательного форума, всем участникам за приезд и обязательных новых встреч на байкальской земле.

Снежана Тулухеева, Ирина Цыренова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100