Практическую часть семинара открыло обсуждение кейсов образовательных организаций
региона, имеющих статус ФИП.
Ирина Бронникова, заместитель директора лицея №9 «Лидер» г.
Красноярска, рассказала об инновационной деятельности школы, которая ведет свою историю с начала 90-х годов. Первый проект
позволил объединить в комплекс три разных учреждения: детский сад, общеобразовательную школу и центр дополнительного образования.
Объединенные ресурсы позволили организации развивать инновации, причем сначала акцент делался на дополнительное образование.
В основе инновационной деятельности школы было и остается определенное видение: формирование ответственного выбора,
инициативности учеников как главная ценность и задача. С годами в школе были разработаны различные программы повышения квалификации,
методические материалы.
В какой-то момент стало очевидно, что уклад и организационные процессы школы требуют иного педагога, иного подхода к педагогической
работе. К примеру, в лицее нет традиционной отметочной системы – вместо оценок ученики получают развернутые комментарии
педагога, а в конце каждой четверти проходят аттестацию. Атмосфера школы лишена конкурентности, в образовательном процессе
активно применяются образовательные игры, которые являются собственной разработкой лицея, тщательно продумываются и постоянно
совершенствуются. Такие игры, помимо прочего, являются прекрасным мониторинговым событием, позволяющим оценить сформированность
тех или иных компетенций.
Развивающаяся линия работы в лицее – работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. По этому направлению на
базе лицея уже неоднократно проходили конференции, форумы, выпущено методическое пособие.
Образовательные результаты в образовательных программах лицея – те компетенции, которые востребованы работодателями.
Эти же требования предъявляются к педагогам. Проект по подготовке к профессиям будущего был реализован при участии выпускников
школы. Несколько учеников еще в школе готовились к поступлению в педагогический вуз, а, став студентами, были приняты в школу
уже на работу. Сейчас они включаются во все виды деятельности. Они являются игроразработчиками, владеют инструментами мониторинга
межпредметных компетенций, включаются в разработку и проведение событий, проводят некоторые занятия с детьми. Вероятно, учитель
в традиционном понимании через несколько лет перестанет существовать – сейчас нужны специалисты по построению индивидуальных
образовательных траекторий, модераторы площадок дистанционного обучения, игроразработчики и др. И именно эти молодые люди
будут наилучшим образом подготовлены к такой деятельности.
Статус ФИП позволяет педагогическому коллективу школы занять экспертную позицию, оформляя и отчуждая продукты своей деятельности,
педагоги развиваются. Кроме того, документальное оформление инновационного опыта школы дает возможность участвовать в конкурсах
с грантовой поддержкой.
Елена Гончарова, начальник управления по работе с абитуриентами Алтайского
государственного университета (г. Барнаул), рассказала об университетских проектах по работе со школьниками. Мощная конкуренция
региональных вузов, отток абитуриентов в европейскую часть страны заставляет университет искать инновационные способы работы
с этой аудиторией. Университет имеет мощную партнерскую сеть: шесть сотрудников – действующие председатели комиссий
ЕГЭ, университет является площадкой олимпиадного движения. Каждый факультет имеет в активе молодежные квесты профориентационной
направленности, проводятся летние профильные смены. Все факультеты реализуют профессиональные пробы «карьерный старт».
Это проба на предприятии с выполнением реальной производственной задачи.
Опыт этой работы позволил сделать два важных вывода. Во-первых, оправданным оказалось смещение фокуса работы со старшей школы
на среднюю. Если начинать работать со школьниками с 7 класса, есть время приобщить их к университету настолько, что они действительно
хотят там учиться. Работа со старшеклассниками дает существенно более низкий результат. Во-вторых, необходимо признать, что
все внешние административные программы не приживаются. Поэтому в университете «идут от людей», которые там работают,
имеют опыт, желание и талант в работе с детьми. Так появились успешные проекты по математике, физике.
Михаил Глазычев, директор детского морского центра «Каравелла» г.
Новосибирска, рассказал об успехах и сложностях в деятельности центра.
«Каравелла» была создана в 1981 году из детского кружка. Девиз центра: «чтоб одним хорошим парнем стало больше
на земле» (хотя в центре обучаются не только юноши, но и девушки). В центре реализуются комплексные программы обучения,
так или иначе связанные с морским делом: это и морское обучение (в центре есть маломерный учебный флот), изучение уставов,
дисциплины, строевая подготовка, стрельба, топография, тактика, гуманитарная подготовка (вальс, история флота, этикет, морские
песни). Ученики центра активно участвуют в различных соревнованиях, завоевывают призовые места, получают спортивные разряды.
В «Каравелле действует система самоуправления, дети возраста 5-11 класс разделены на экипажи, и ученик 11 класса может
иметь опыт управления командой в 100-150 человек.
Статус ФИП – это возможность для организации систематизировать, осмыслить и развить богатый практический опыт. Центр
реализует проект по сетевому взаимодействию с вузами, не только военными, но и гражданскими. Профориентационная работа в центре
основана на видении, что будет дальше после вуза. Т.е. ученик выбирает не вуз, а будущую деятельность, образ жизни,
а уже под это подбирается вуз.
После обсуждения представленных кейсов участники семинара разделились для дискуссионной работы в группах. Задачей было выявление
ключевых проблем, требующих инновационых решений.
В результате обсуждения группы обозначили следующие проблемные области:
Сетевое взаимодействие
Компетентность педагога
Определение образовательных результатов
Обучение управленческих команд
Инклюзия
Оценка качества образования
Компетенции педагога
Совершенствование финансовых механизмов
В одной группе наиболее значимыми были признаны вопросы компетентности педагога. Программы педагогических вузов безнадежно
устарели, неадекватны современным реалиям и требованиям, курсы переподготовки также не обеспечивают необходимый результат.
Участники группы назвали два направления для работы с целью изменения такого положения дел. Это изменение законодательства
на федеральном уровне и работа «на местах» в рамках самого учреждения. В другой группе в качестве основного обсуждался
вопрос образовательных результатов.
Участники семинара показали высокую заинтересованность и вовлеченность, практическая часть была насыщенной и, по мнению, самих
участников, очень продуктивной.
Вера Сухих
|