Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Третий день

Очки «Познавательное (когнитивное) развитие»

Третий день пребывания в Нидерландах. Переносимся в столицу – город Амстердам. Первая образовательная экскурсия проходит в центре по уходу за детьми «HESTIA». Это частное учреждение, расположенное в здании медицинского центра. Посещают его дети до четырёх лет. В ознакомительной беседе узнаём, что в основу работы положены идеи педагогики Reggio Emilia. Не забываем поменять очки. Сегодня у нас в поле зрения познавательное (когнитивное) развитие.

Совершая экскурсию по центру, видим условия для познавательного развития: помещение для выращивания растений, для художественного творчества, библиотеку, различные кубики, тематическую комнату для игры в больницу, песочницу во дворе центра. Также отмечаем, что имеются следы детской деятельности в виде тематических выставок детских работ, фотоотчётов, картинного материала, посаженных растений, выполненных опытов по получению цветной воды. Саму деятельность с детьми понаблюдать не удалось. Из всего увиденного можно сделать вывод, что познавательное развитие детей происходит. Но, через какие формы, какие образовательные задачи решаются – выяснить не удаётся.

Во время переезда в другое учреждение получаем совет от экспертов. Нужно не только смотреть сквозь «очки», но и задавать необходимые вопросы представителям детских учреждений, чтобы прояснить полную картину по проблеме.

Следующая остановка – Центр по уходу за детьми при фермерском хозяйстве. Основная идея заключается в сближении ребёнка с природой, в общении с животным миром. В деятельности по уходу за животными и происходит познавательное развитие детей. Из рассказа Анжелы, хозяйки фермы, у детей, пребывающих здесь, знания об окружающем мире намного больше, чем у других. Дети знают много о питомцах, об уходе за ними. Сами могут перерабатывать продукты, получаемые от животных. Наблюдаем воочию, как дети с лёгкостью справляются с кормлением ягнят.

Пользуемся советом и задаём вопросы. Есть ли какие-либо занятия? Ставятся ли перед детьми познавательные задачи? Из ответов делаем вывод, что специальные формы работы по познавательному развитию не проводятся. Всё происходит естественно через общение с животными и трудовую активность.

Мы увидели деятельность старших детей, которые пришли сюда после школы. Досадно, что не удалось понаблюдать за деятельностью маленьких детей. Но всё же, впечатления остались положительные.

Сегодняшний день стажировки показал, что недостаточно только наблюдать сквозь стёкла «очков». Важно добывать информацию посредством вопросов. Причём, если ответ недостаточен и неконкретен, необходимо уточнять и добиваться разъяснения ситуации.

Ольга Дубникова, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Дом Монтессори», г.Трехгорный, Челябинская область

Очки «Событийная педагогика»

Вот и пролетел третий день стажировки, оставив после себя приятные впечатления. Сегодня мы побывали в двух детских центрах Амстердама, реализующих разный подход к дошкольному образованию.

Наша задача состояла в обнаружении событийного формата деятельности дошкольников. Первый центр заботы о ребенке «Hestia» гостеприимно раскрыл свои двери. Мы внимательно ознакомились с его устройством, а также с его образовательным процессом. Погрузившись в среду, мы не увидели очевидных признаков событийности. В основном, это напоминало результаты продуктивной деятельности: рисунки, бутылочки с окрашенной водой. Давайте представим, что педагог вносит в организованную деятельность детей какую-то проблему, давая каждому проявить инициативу по ее решению. В таком случае мы бы стали свидетелями событийности.

Второй детский центр «De Stadshoeve» удивил нас уникальностью своей формы работы. Здесь каждый имеет возможность расти в непосредственной близости к живой природе. Детский сад-ферма уже 16 лет принимает детей, которые наблюдают и по желанию участвуют в заботе о животных. Несмотря на многочисленные преимущества данной формы работы, признаков событийной педагогики мы не обнаружили.

Тем не менее, дети разных возрастов бегут в оба центра с большим удовольствием, даже когда это не предусмотрено расписанием. И мы сегодня ощутили домашнее тепло, искренность и внимание педагогов.

Команда МАДОУ Детский сад №7, г.Заречный, Пензенская область

Очки «Взаимодействие взрослого и ребенка»

Сегодня нам предстояло сквозь призму «очков» рассмотреть взаимодействие взрослого и ребенка в центре «Hestia». Было приятно видеть то, как педагоги приветливы к детям, улыбаются им, малышей берут на руки. Общение строится «глаза в глаза», ласковым голосом, соблюдая баланс между речью детей и педагогов.

Нам удалось увидеть несколько позиций педагога по отношению к детям:

1 позиция: педагог наблюдает со стороны за ребенком, не вмешивается в его деятельность, позволяет самому справиться с ситуацией или обратиться за помощью. Например, в одной из групп Центра малыши рисовали стоя, на больших листах ватмана, прикрепленных к стене, большими кисточками, при этом получая огромное удовольствие. Педагог не мешала процессу, она находилась рядом и лишь поддерживала эмоции.

2 позиция: педагог показывает своим примером, что надо делать. Например, во время лепки педагог ненавязчиво присоединилась к деятельности детей и продемонстрировала новый прием, который заинтересовал детей.

3 позиция: педагог – партнер по деятельности. Во время прогулки один из педагогов была партнером по деятельности, вместе с девочкой наполняла ведро песком, определяя, полное оно или нет.

Но, несмотря на это, нас несколько смутило и озадачило то, что во время проведения традиционного утреннего сбора ведущая роль принадлежала взрослым, и не учитывались желания детей.

В поисках идей для встраивания образовательного события в пространство города мы отправились гулять по городу Амстердаму. Прогуливаясь вдоль канала, к нам в голову пришла мысль, что можно познакомить детей с мостами, их строением, назначением и разновидностями для использования полученной информации в конструировании, рисовании, строительстве на участке мостика через канавку вместе с папами.

Катаясь на «речном трамвайчике», мы убедились, что эта идея может быть реализована.

Команда МАДОУ Детский сад «Гармония» (структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда»), г.Новоуральск, Свердловская область

Очки «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

Нам очень повезло, потому что удалось обнаружить множество фактов существовании игры в образовательном пространстве Амстердама. Мы посетили два учреждения по уходу за детьми с рождения до 4-х лет. В первом учреждении используется Реджио-педагогика.

В начале встречи было продекларировано, что игра является важной деятельностью и обучение проводится в игровой манере. Мы действительно увидели, что в среде есть условия для развития образной игры (кроватки для кукол, куклы разных рас, кухонные принадлежности), для дидактической игры (для развития мелкой моторики, вкладыши, счетный материал), для строительных игр (конструкторы, природные материалы: дощечки, чурбачки, палочки). Мы не смогли обнаружить предметы-заместители, неоформленный материал для развития воображения в ходе творческой игры. Вместе с тем, можно отметить натуральность игровых материалов, их экологичность и высокое качество. Даже очень пристальный взгляд не помог нам увидеть следы развернутой игровой деятельности, за исключением ситуации прогулки, когда дети в песочнице по подражанию педагогу приготовили «угощение» и устроили в песочнице «прием гостей», причем, воспитатель охотно вступала в игровое взаимодействие. На улице также есть условия для игры в семью – кухня с реальной кухонной утварью.

Второе учреждение расположено на настоящей ферме. Главной идеей является природосообразное развитие ребенка. Это место, где дети могут соприкоснуться с природой: ухаживать за настоящими животными, кормить их, наблюдать за их ростом. Вместе с тем, на ферме дети имеют возможность играть в различные игры: семью, рыцарей, спортивные, настольные и компьютерные игры. Интересно то, что сюжетно-ролевая игра, со слов хозяйки фермы Анжелы, проходит в хлеву в непосредственной близости с животными.

У нас сложилось впечатление, что педагоги целенаправленно не руководят развитием игровой деятельности, но Анжела рассказывала, что педагоги любят играть с детьми. По мнению хозяйки фермы, детям в 4 года (в Голландии дети поступают в школу в четыре года) рано приступать к школьному обучению и получать академические знания. Ферма предоставляет возможность детям, уже посещающим школу, играть в свое удовольствие после уроков. Может быть поэтому такое учреждение пользуется популярностью.

Программа по собственному замыслу в образовательном пространстве Амстердама позволила нам найти идею для встраивания образовательного события дошкольников в пространство города. Тема события «Путешествие» может начаться в детском саду и перерасти в путешествие по каналам Амстердама. В ходе игры-путешествия можно включить проблемную ситуацию: как поднять крупногабаритный груз на верхний этаж дома не используя лестницу (в старых домах они очень узкие). Мы как дети играли в первооткрывателей, примерили на себя шляпу Петра I и в полном смысле этого слова открыли для себя Амстердам.

Сегодня наши очки были радужными. Мы познакомились с абсолютно разными подходами к развитию ребенка и увидели контрасты Амстердама.

Команда МБДОУ № 37 «Теремок», г.Железногорск, Красноярский край

Очки «Детская инициатива»

В очках «детской инициативы» мы спешим в яркий, шумный, неординарный Амстердам! Нас ждет встреча с представителями центров Hestia и De Stads Hoeve.

В центре по уходу за детьми Hestia мы внимательно смотрим на взаимодействие детей и взрослых, изучаем условия для поддержки детской инициативы. Отмечаем, что поддержка инициативы организована на уровне государства. В Голландии, конечно, существует представление о том, какими навыками должен обладать ребенок-дошкольник, но средства для достижения этого стандарта учреждение выбирает самостоятельно.

Проявление индивидуальности и самостоятельности поощряют и педагоги центра Hеstia. По их убеждению, чем свободнее ребенок от навязывания стереотипов, тем больше у него перспектив в развитии. Каждый ребенок может стать образованным, но каждый – своим путём. При этом задача педагога – разглядеть и поддержать индивидуальность ребенка.

Именно это нам удалось разглядеть сквозь призму «очков». В одном из помещений центра малыши трех-четырех лет развернули конструктивную деятельность, в ходе которой охотно взаимодействовали друг с другом. Несмотря на то, что степень активности при этом у каждого была своя, интерес к процессу возведения построек не угасал. Мы акцентировали свое внимание на роли педагога в данной образовательной ситуации. Воспитатель заняла позицию наблюдателя, поддерживая детей только невербально. Такая позиция, несомненно, поддерживает в ребенке желание быть инициативным и самостоятельным. Умение педагога сдержать порыв вмешаться и не оказать помощь, не дать образец, способствует тому, что каждый ребенок будет развиваться в своем темпе и в соответствии со своими потребностями.

В предметно-развивающей среде помещений центра эти принципы были менее заметны, чем в позиции педагогов. Нам показалось, что дети могли бы быть более свободными и инициативными в выборе, если бы атрибуты для деятельности были более доступны, а игровой и развивающий материал – разнообразнее.

Администрация и педагоги центра поддерживают и инициативу родителей. Поощряется желание делиться с другими детьми информацией об особенностях своей культуры, например, учить готовить национальные блюда, складывать оригами и другое.

Второй центр, который мы посетили, De Stads Hoevе, очень удивил тем, что функционирует при действующей ферме. Дети имеют возможность присутствовать и по желанию принимать участие в процессе ухода за животными и выращивания овощей.

В центре не существует жесткой регламентации деятельности детей, они свободны в выборе дела. Им не обязательно «трудиться» на ферме, можно гулять, общаться, придумывать игры, но, по словам педагогов, большинство из детей проявляет наибольший интерес к наблюдению за животными. Им очень нравится помогать взрослым ухаживать за овечками, коровами, лошадьми, а педагоги всячески поддерживают эту инициативу, при этом не давая поручений, но поддерживая эмоционально.

Вовремя подхваченная педагогом детская инициатива развивается в дальнейшем в умение понимать себя и свои потребности, оценивать возможности, нести ответственность за свои действия. Детям современной Голландии, как и России, впрочем, очень не хватает общения с животными и природой. Некоторые дети здесь впервые знакомятся с животными так близко. Центр De Stads Hoevе, на наш взгляд, уникален, было бы здорово, чтобы такие центры появились и в России.

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Звездочка», г.Озерск, Челябинская область

Очки «Предметно-развивающая среда»

Когда мне выпало в третий день стажировки примерить «экспертные очки» предметно-развивающая среда, то я была вполне уверена, что с этой задачей справлюсь довольно легко. Но получила вызов! А теперь все по порядку!

Первое знакомство произошло с Центром по уходу за детьми Hestia. Из всего увиденного можно сделать вывод, что созданная среда этого Центра направлена как на когнитивное, так и на физическое развитие ребёнка, дети чувствуют себя свободно и уверенно, имеют возможность и желание обучаться. Среда мотивирует детей на всесторонне развитие.

Предпочтение отдаётся оборудованию из экологически чистых, естественных и не окрашенных материалов, таких, например, как древесина. Это не только экологически чисто, но и позволяет ребенку видеть из чего произведено само оборудование. Нет ярко окрашенных стен, что не ведёт к перевозбуждению детей. Вдохновила передвижная звучащая коробка с музыкальными инструментами, в которой собраны не только профессионально изготовленные инструменты, но и нестандартные, такие, например, как стиральная доска и другие предметы быта, а также национальные инструменты, которые приносят родители. Это говорит о том, что родители являются активными участниками образовательного процесса.

Открытые витражные стены позволяют оптимально организовать пространство.

В Центре видны следы детской деятельности – результаты опытов по окрашиванию воды и детские постройки, которые расположены на уровне глаз детей, но в то же время, результаты опытов по выращиванию растений находятся довольно высоко.

Много открытых стеллажей и полок, которые расположены на уровне ребёнка, доступны материалы для творчества и игры. Но наряду с этим есть и закрытые стеклянные полки и материалы, расположенные высоко наверху. Что это? Особая технология, или на «доступность» не уделяется должного внимания? К сожалению, выяснить не удалось, так как ни я, ни коллеги не задали вопросы для уточнения данной позиции.

Вторым посетили детский сад De Stadshoeve, в котом я увидела естественное, неорганизованное, неструктурированное пространство, которое мы искусственно создаём у себя в детском саду в Open Space. И это очень здорово! Но я не увидела следов детской деятельности и, уже учитывая предыдущие ошибки, задала вопрос с вполне определённой целью – выяснить для себя: следы есть, но я просто их не увидела, они были, но их разобрали по каким-то объективным причинам или, может быть, на это просто не обращается внимание? Но ответа, удовлетворившего бы меня, я не услышала. Как правильно говорит Роман Викторович, надо уметь «дожать вопрос», чего я, к сожалению, не сделала. Поэтому как в первом, так и во втором случае все то, что я увидела, можно интерпретировать по-разному!

Вывод: для того, чтобы сложилось правильное впечатление или сделать правильный вывод, необходимо уметь задавать правильные вопросы, то есть с конкретной позиции и для вполне определённой цели. А над этим мне еще предстоит работать! Вызов принят!

Елена Котлярова, МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск, Красноярский край


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100