Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Второй день

Очки «Детская инициатива»

Надев «очки», отправляемся в Гаагу. Настроение отличное, погода великолепная, ждём встречи с детьми.

Тёплый приём в школе. Иветта, представитель организации по уходу за детьми, рассказала нам о системе образования в Голландии. Администратор школы провела экскурсию по учреждению. Само здание нас впечатлило. Современное, новое. В холле – амфитеатр, который даёт возможность воплотить любые фантазии по проведению мероприятий. Передвижные занавеси, панели позволяют трансформировать пространство. Впервые увидела, как используется пространство крыши для детской активности.

После экскурсии по школе нам представилась возможность свободно понаблюдать за деятельностью малышей в классах. Мы в ожидании разглядеть инициативных детей. И тут некое разочарование. В основном доминирует учитель. Дети чётко выполняют указания педагога. Лишь в одном классе для 5-6 летних учеников увидели самостоятельную игровую деятельность, выбранную детьми. Кто-то выбрал конструктор и построил сооружение, другие срежиссировали сюжет игры «Ферма». Остальные дети выбрали настольные игры. Где же здесь инициатива? На мой взгляд, её нет. Скорее всего – это детская активность, предложенная педагогом. Даже «волшебные очки» не помогли…

Татьяна Минаева, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Дом Монтессори», г.Трехгорный, Челябинская область

Очки «Предметно-развивающая среда»

Второй день мы провели в Гааге, в школе – центра BredeBuurt. Её посещают дети с 2-х до 13-ти лет. Это большое современное здание: светлое, просторное, удобное, с огромным спортивным залом, амфитеатром, просторной и уютной столовой, оборудованными классами, крышей, предназначенной для прогулок и игр, многофункциональными холлами. Организация среды обеспечивает комфортное пребывание в школе и детям, и педагогам. Весь третий этаж школы отдан специалистам. Здесь удобно разместились: врач, логопед, психолог, педагоги, обеспечивающие дополнительное образование (активности ребенка). Здесь же находится учительская. Это не комната, заполненная столами с стопками тетрадей. Это уютная, просторная гостиная, где есть кухонная и мягкая зоны, а также место для встреч и бесед.

В классах и коридорах мы видели многочисленные следы детской деятельности. Всё пространство школы доступно для ребенка. Нет «прилизанности», «убранности». Много природных и неоформленных материалов. Всё пространство живое и динамичное.

Территория школы – это открытое пространство. Панорамные окна, стеклянные двери и стены позволяют делать педагогический процесс абсолютно открытым. Жители района по своему желанию могут прийти и погулять с детьми на игровых площадках школы. Педагоги и дети называют территорию школы «наш парк». Главное, что вся школа – это центр для общения и культурной жизни округа. Даже для взрослых предусмотрено время для спортивных занятий, дружеского общения. В школе проходят концерты и социальные акции.

Школа расположена в Гааге. Пространство города полно символов: огонь мира – как символ безопасности, Биненхов – как символ традиций и исторической памяти, парк Марудорам – как символ патриотизма, уютные кафе – как символ гостеприимства, пляж – как символ единения с природой. Ребенок погружен в этот символический мир с детства, что несомненно влияет на его судьбу и миропонимание.

Сегодня наши «очки» зеленого цвета. Мы считаем, что в школе центра BredeBuurt для детей создано экологическое пространство, воспитывающее здорового и жизнерадостного ребенка.

Команда МБДОУ № 37 «Теремок», г.Железногорск, Красноярский край

Очки «Познавательное (когнитивное) развитие»

Сегодня мы примерили другие «очки» и отправились в увлекательное путешествие в город Гаага.

Итак, посмотрим, как проходит день ребенка с точки зрения когнитивного развития в том детском центре, в котором мы побывали сегодня.

На наш взгляд, в детских классах созданы условия для познавательного развития: имеется разнообразный игровой материал, схемы, обучающие пособия. Широко используются компьютерные технологии. Инфраструктура прогулочной площадки также способствует развитию и активному познанию: имеет ландшафтные включения, игровые поляны, природные площадки, даже имеется большая разметка на асфальте для игр в шашки и шахматы.

Саму познавательную деятельность нам удалось увидеть в одной из групп: дети экспериментировали с красками и пленкой, пытаясь получить новый цвет. В классе естествознания находятся горшочки с ростками, за которыми дети сами ухаживают. Мы узнали, что дети могут принести любое животное для наблюдения, тем самым педагоги поддерживают детей в стремлении получить новые впечатления и поделиться своими знаниями друг с другом. В холле между классами нами было замечено оборудование для игр с песком. Все это служит ярким примером того, что в центре ведется работа по познавательному развитию детей.

Выйдя за пределы детского центра, перед нами открылась Гаага, город, который предоставляет возможности для развития дошкольников.

Запутанные улочки города, морское побережье, исторические памятники, многочисленные музеи и парки – все это способствует расширению кругозора, накоплению опыта и проявлению познавательной активности детей.

Команда МАДОУ Детский сад «Гармония» (структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда»), г.Новоуральск, Свердловская область

Очки «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

Сегодня наша стажировка проходила в Гааге школе-центре Brede Buut. Согласно образовательной задаче, мы примерили другие «очки» и через них изучали игру как ведущую деятельность дошкольников. Нам была предоставлена возможность заглянуть в группы. Там можно было увидеть режиссерскую игру: мальчик и девочка, организовав себе маленькое пространство, вели диалог от персонажей. Для детей младшей группы были подготовлены настольно-дидактические игры. Ребенок выбирал себе игру, сидел и занимался с ней.

Затем в «очках» мы отправились на прогулку. Дети разного возраста свободно общались между собой, объединяясь в небольшие группы по интересам. Несколько мальчиков создавали постройку из песка, обсуждая друг с другом. На спортивной площадке играли в футбол и баскетбол. Мы отметили, что никто из педагогов не вмешивался в игру детей.

Реализуя программу по собственному замыслу в образовательном пространстве города Гаага, мы побывали на побережье Северного моря. Во время прогулки по набережной мы увидели, как играл трехлетний ребенок с машинкой: он насыпал песок и перевозил его. Увлеченный своей игрой мальчик не обращал внимания на прохожих, а те, в свою очередь, старались ему не мешать.

Итак, находясь в волшебных «очках», сегодня мы получили еще один паззл общей картины дошкольного образования Голландии.

Команда МАДОУ Детский сад №7, г.Заречный, Пензенская область

Очки «Взаимодействие взрослого и ребенка»

Подошел к концу второй день стажировки и по традиции, завершением его стала рефлексия пережитого и увиденного за сегодня в городе Гаага в Центре Brede Buurt. Мы встретились с представителями школы и ознакомились с системой образования в ней. Наш фокус педагогического зрения был ориентирован сегодня на взаимодействие взрослого и ребенка. Разглядеть суть же его оказалось непросто, так как, бесспорно, впечатлила сама образовательная среда, в которой живут и развиваются как дети, так и взрослые.

И вот, в регламентированном пространстве, появились маленькие жители. Они выходили на прогулку, на чудесным образом созданное открытое пространство на улице. Удивили выстроенные в колонну дети 4-х летнего возраста в холле. При этом четко прослеживалось спокойствие и неторопливость юных голландцев. Педагог при этом занимала четкую позицию руководителя процесса. И вот, ровным строем, дети в сопровождении взрослого дошли до прогулочной площадки и здесь, конечно, прослеживалось, прежде всего, общение ребенка со сверстниками. Они играли, лазали по деревьям и проявляли двигательную активность. Взрослый же, в свою очередь, осуществлял, на наш взгляд, присмотр за ними. И по заданному сигналу, дети, оставив свои важные дела, отправились обратно в здание школы, тем же строем, даже ни разу не перегнав друг друга.

Не скрою, удивило и захотелось снять «волшебные очки» и посмотреть внимательнее на ситуацию. Вопросов появилось больше, чем ответов и собственных опровержений увиденного. Надеюсь, в последующие дни стажировки увидеть и разглядеть как в «очках» так и без них конструктивное взаимодействие взрослого и ребенка.

Милена Каханова, МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск, Красноярский край

Очки «Событийная педагогика»

Второй день нашей исследовательской образовательной экспедиции мы провели в «очках» событийной педагогики. День был насыщен яркими событиями: встреча с представителями школы — центра Brede Buurt, наблюдения за деятельностью детей и педагогов, прогулка по Гааге, поездка на побережье Северного моря, экскурсия в парк Madurodam.

Работу центра администрация и педагоги строят, исходя из специфики окружающего социума и людей, которые здесь проживают. Социальная политика школы заключается в том, что дети разных слоев общества и национальностей могут развиваться в равных условиях. У всех участников образовательного процесса есть уникальная возможность привнести в жизнь класса и центра свою индивидуальность, особенности национальной культуры, знания об окружающем мире, нравственные представления. Несомненно, это является хорошим потенциалом для проживания детьми, педагогами и родителями центра ярких событий: коммуникативных, когнитивных, творческих и социальных.

Во второй части нашей экспедиции мы изучали город Гаага как образовательную среду для дошкольников. На наш взгляд, памятники архитектуры, ландшафт, инфраструктура, атмосфера города способствуют гармоничному восприятию мира, разностороннему развитию личности, интеллекта и успешной социализации детей.

Незабываемые впечатления на нас произвел парк Madurodam. Все мы родом из детства, и иногда так хочется туда вернуться! Мы почувствовали себя детьми, попавшими в сказку. Этот парк — уникальная возможность для детей окунуться в историю своей страны, познакомиться с достопримечательностями и особенностями архитектуры Голландии. Для маленьких посетителей здесь предусмотрена возможность для разных видов активности: игровой, познавательной, исследовательской. Особенно трогательно было наблюдать, как дети вместе с родителями проживают совместные открытия и обмениваются впечатлениями.

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Звездочка», г.Озерск, Челябинская область


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100