Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Первый день

Очки «Взаимодействие взрослого и ребенка»

Для команды стажеров из Железногорска –педагогов детского сада для детей с нарушением зрения, символично, что рефлексия происходит в «очках». Очки являются главным атрибутом при взаимодействии с нашими воспитанниками. Как специалисты, мы знаем: важно, чтобы очки были подобраны правильно и не искажали действительность.

Первый день стажировки проходил на базе ассоциации ISSA (International Step by Step Association). В ассоциацию входит 70 организаций из различных стран, в том числе и России. Один из фокусных принципов качественной педагогики Ассоциации – взаимодействия (педагог-ребенок, педагог-педагог, педагог-семья), способствующие непрерывному развитию ребенка. В наших «очках» мы отчетливо увидели, что ребенок в этих взаимодействиях главный, во имя него – ребенка, всё происходит.

Удивительным для нас было то, что все 70 организаций сумели договориться о характере взаимодействий и установили значимые уважительные отношения между всеми участниками образовательного процесса (когда есть стремление услышать голос каждого).

Сегодня несколько раз прозвучала мысль: «Ребенку хорошо тогда, когда хорошо педагогу». Голландские коллеги особо подчеркивали, как важно создать условия для профессионального роста воспитателя/учителя. Нет задачи оценить, кто лучше. Каждый должен иметь безопасное место, где он (педагог) может говорить о своих профессиональных дефицитах. Учитель/воспитатель – это не та профессия, где ты можешь быть один.

Мы решили, что в конце каждого дня будем задавать себе вопрос: «Какого цвета стали наши «очки» от увиденного?» Сегодня наши очки стали оранжевого цвета: было много солнца, позитивного общения, плодотворного взаимодействия.

Команда МБДОУ № 37 «Теремок», г.Железногорск, Красноярский край

Очки «Детская инициатива»

В городе Лейден нам посчастливилось побывать в музее, где замечательный гид рассказала нам об истории жизни детей-сирот в детских домах, приютах. Казалось бы, какая инициатива может быть в музее?

Музей интерактивный, дети могут проживать там образовательные события, которые способствуют развитию детской инициативы. Мы не видели, как туда приходят дети, но нам представилась возможность самим прожить это событие, оказаться в позиции ребенка и проявить инициативу.

Не снимая «очки» и гуляя по городу, мы попытались определить, насколько интерфейс города Лейдена дружественен дошкольному детству и способствует поддержанию детской инициативы.

Где же дети? К сожалению, на улицах города мы не увидели детей, но предполагаем, что созданная инфраструктура вполне может способствовать проявлению детской инициативы. Каналы, узкие улочки с интересными домиками, ветряные мельницы, утки, лебеди, первоцветы обязательно привлекут внимание ребенка, подтолкнут его к активным действиям и позволят в дальнейшем стать инициатором в познании окружающего мира.

Кроме того, на вечернем обсуждении коллеги поделились своими примерами создания условий в городе для проявления детской инициативы.

Команда МАДОУ Детский сад «Гармония» (структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда»), г.Новоуральск, Свердловская область

Очки «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

Первый день нашего образовательного путешествия в страну тюльпанов начался!

Вооружившись волшебными «игровыми очками», мы сегодня отправились изучать игровое пространство Лейдена.

Утром наша делегация имела уникальную возможность познакомиться и пообщаться с представителями Международной ассоциации «International Step by Step Association». Программа «Steр by Step» была построена на теоретических положениях работ многих известных педагогов и психологов, в том числе Л.С. Выготского. Уже 70 центров по всему миру поддерживают идею важности игры в дошкольном возрасте. Кроме того, эксперт в области образования Фред Кулик на встрече с нами подтвердил, то что вся деятельность с детьми с 4 до 5 лет в голландских школах проходит именно в игровой форме.

У участников стажировки была возможность сегодня примерить роли учеников далекого прошлого: они увлеченно писали пером, сидели за партами, ставили себя на место провинившихся учеников.

Запланировано, и мы волновались, что «картинка игры» будет не полной. Но нам повезло! Гуляя по улочкам прекрасного Лейдена, мы увидели детский сад. Несмотря на вечернее время, малыши не спешили покидать песочницу и домик на игровой площадке. В домике развернулся игровой сюжет, и родители с удовольствием присоединились к игре детей под одобрительные взгляды воспитателей. Нам очень понравилась идея наблюдать сквозь «очки» разные аспекты образования. С нетерпением ждём завтрашнего дня и знакомства с детьми и педагогами Гааги!

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Звездочка», г.Озерск, Челябинская область

Очки «Событийная педагогика»

Примеряем «очки» и отправляемся в детский центр «Международная ассоциация «Step by step». Нас заранее предупредили, что встреча с детьми не запланирована. Немного в замешательстве – как же увидим событие?! После встречи с представителем ассоциации ISSA нас пригласили в музей детского дома, расположенный в здании детского центра. Со средневековья до 60-х годов двадцатого века в нём функционировал детский дом. В наши дни сюда приглашают на экскурсии школьников. Мы стали участниками экскурсии в том формате, как она проводится для детей.

Проанализировав структуру мероприятия, озвученные экскурсоводом цели, понаблюдав за коллегами, мы поняли, что стали участниками образовательного события.

Наши «очки» нам помогли увидеть поставленные взрослым задачи, подготовку к событию, погружение участников в событие, эмоциональный отклик стажёров на предложенные обстоятельства, и результат.

Нас окунули во времена средневековья, когда в результате длительной войны в городе было много детей-сирот. Жизнь в детском доме была непростой, суровой и аскетичной. Детей скудно кормили, жестоко наказывали за любую провинность, вынуждали работать. Всё это подтверждается фотографиями, видеоматериалами, экспонатами, которые можно потрогать, примерить, прочувствовать. Например, полежать на соломенном матрасе, посидеть за школьной партой, поработать на ткацком станке, надеть на себя кандалы, которыми наказывали детей.

Описание жизни детей в детском доме вызывает у всех разные эмоции и ассоциации. Дети, которые посещают музей, могут свои эмоции выразить в открытке. У кого-то возникает чувство благодарности за то, что он живёт в современном обществе, кого-то накрывает волна любви к своим родителям. Кто-то, примеряя на себя роль воспитанника детского дома, пишет: «Хочу сбежать!».

И нас, взрослых людей, рассказанное впечатлило. Некоторые стажёры, взяв в руки перо, выразили свои чувства на бумаге.

Событие состоялось…

P.S. В настоящее время в Нидерландах нет ни одного детского дома.

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Дом Монтессори», г.Трехгорный, Челябинская область

Очки «Предметно-развивающая среда»

Команда Заречного примерила «волшебные очки» и сфокусировала внимание на предметно-развивающей среде города. После посещения музея Child Rights Home мы отметили, что там созданы условия для погружения детей в атмосферу исторического прошлого. Экспонаты в подробностях воссоздают быт минувших веков. Все это дополняется ярким эмоциональным рассказом экскурсовода. Стажеры узнали о том, как жилось детям в детском доме. Каждый смог примерить роль обитателя приюта: посидеть за партой, попробовать написать хотя бы пару строк пером и чернилами, познакомиться с основами ремесла и даже испытать на себе некоторые способы наказания. Возможность, в буквальном смысле, прикоснуться к предметам прошлого создает дополнительные факторы эмоционального проживания события.

Мы продолжили знакомиться самостоятельно с городом и выделили элементы развивающей среды на улицах Лейдена. Площадь с фонтаном, скамейки для отдыха на берегу каналов, многообразие клумб и цветочного декора, историческая архитектура – все это способствует формированию и становлению личности ребенка.

Команда МАДОУ Детский сад №7, г.Заречный, Пензенская область

Очки «Познавательное (когнитивное) развитие»

Что такое когнитивное развитие? Взгляд стажера в первый день стажировки. Когнитивное развитие ребёнка в ДОУ начинается с грамотного педагога, с его компетенций. Педагог должен иметь понятие о качестве образования, качестве всего, что он делает. Педагогу важно знать, что он может сделать и какой запас знаний может получить ребёнок и что этот ребёнок может принести в жизнь. Педагог, уважающий детей, отвечает за компетентную, целостную личность, которая готова учиться. И качество образования и развития не должно зависеть от различных факторов и от семейного положения. Необходимо создать условия, которые влияют на ребёнка, поменять мышление педагогу, важно, чтобы педагог размышлял, понимал связь между теорией и практикой. Важна рефлексия собственной деятельности, понимание того, будет ли это являться качеством, педагог должен самостоятельно менять своё сознание. Что нужно сделать для того, чтобы сделать «шаг вперёд», узнать, в какой области он сильный, где необходима помощь, определить план дальнейшей работы по саморазвитию. Важны индикаторы деятельности, что педагог планирует делать каждый день. Очень важно работать с педагогом, необходима поддержка администрации, коучера, и целой системы, где педагог и среда и качество – очень важные факторы в развитии когнитивной деятельности ребёнка. Что такое качество – это понятие, требующее обсуждения.

Маргарита Харебина, МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск, Красноярский край


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100