Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар-практикум «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы» > Доклад «Результаты исследования качества образования с использованием шкалы ECERS-R», Н.М. Шадрина
Презентация  

Доклад «Результаты исследования качества образования в дошкольных отделениях образовательных комплексов ТИНАО с использованием инструмента Шкала ECERS-R», Н.М. Шадрина, заместитель руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 марта в рамках семинара-практикума «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы» заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Наталья Шадрина представила результаты исследования качества образования с использованием шкалы ECER-R.

В ходе исследования был проведен мониторинг среды в 47 дошкольных организациях образовательных комплексов ТиНАО.

Важнейшим условием реализации ФГОС дошкольного образования является создание образовательной среды, и эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Таким образом основными элементами системы оценки качества, являются предметно-пространственная развивающая среда детского сада и взаимодействие педагога и ребенка.

В экспертизе детских садов Москвы была использована методика комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scales).

По мнению Натальи Шадриной, шкала ECERS-R - инструмент, который позволяет видеть дефициты и выстраивать управленческие решения внутри образовательного комплекса. И такой инструмент должен быть в каждом образовательном комплексе, в каждом здании.

Во всех дошкольных организациях отмечены негативные моменты в организации сна/отдыха и процедур пользования туалетом: по этим параметрам оценки 1-2 балла из 7. Во всех детских садах переполнены помещения спальни, заставлены кроватями с недостаточным расстоянием между кроватями. В туалетах нет перегородок, к тому же дети иногда пренебрегают мытьем рук после пользования туалетом, если воспитатель не видит.

Если не учитывать факторы, связанные с материальными условиями, а смотреть только на организационные моменты и взаимодействие, то средние баллы комплексов будут выше. Это значит, что все же материальные условия и оснащение тянет показатели вниз по всем детским садам, а организация и взаимодействие выстроены в детсадах лучше, чем материальная база (их и изменить проще, чем материальную базу, что объективно).

Конечно, ограниченные материальные возможности влияют на потенциал любой организации. Но эксперимент наглядно показывает, что есть детские сады с новыми зданиями и прекрасной инфраструктурой, но которые тем не менее проседают по материальным факторам за счет недостаточного оснащения видов детской активности, оформления пространства, обустройства пространства для игр. И наоборот, есть старые детские сады с лучшим результатом по материальным факторам, чем их более новые конкуренты. И с другой стороны, есть комплексы с проблемной материальной базой, которым это не мешает иметь отлично выстроенные технологии организационных моментов, доброжелательное взаимодействие и инициативу педагогов. Другими словами, возраст сада и материальные ограничения решают не все - блоки взаимодействия, личной инициативы и соблюдение режимных моментов мало перекликаются с материальными возможностями. Можно делать то, что в ваших руках, а таких элементов половина шкалы – 21 фактор из 43 оцениваемых.

Система измерения ECERS включает в себя 7 подшкал, которые оценивают различные показатели качества работы дошкольной организации, компоненты образовательной среды. Подшкалы имеют градацию в 7 баллов с дескрипторами 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично). Средний балл по всем 47 дошкольным отделениям составил 3,3 балла.

Шкала 1. Пространство и его обустройство

Пространственная развивающая среда как в помещениях, так и на прилегающей территории оказывает влияние на умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей. Организация пространства должна способствовать социальному взаимодействию между детьми, взрослыми и детьми и педагогическим коллективом и родителями, разно образной творческой активности детей (художественные и ремесленные мастерские, лаборатория, участки для движения, занятий музыкой и танцами, свободных и ролевых игр и др. видов активности, а также помещения для сна и отдыха).

Средний балл по шкале по всем 47 ДО – 3,2 балла из 7.

Шкала 2. Присмотр и уход

Современная педагогика раннего и дошкольного детства подразумевает единство задач по присмотру, уходу, воспитанию и образованию детей. Абсолютно все ситуации, в которых возникает взаимодействие между взрослыми и детьми, являются педагогическими и несут в себе образовательный потенциал: дети чему-то учатся, усваивают правила и нормы поведения, задают вопросы, общаются, получают поддержку и т. п. именно в ситуациях ухода. Качественный присмотр и уход является неотъемлемой основой любой образовательной работы.

Средний балл по шкале по всем 47 ДО – 3,3 балла из 7.

Шкала 3. Речь и мышление

«Речь и коммуникация» - сквозная центральная линия развития, пронизывающая все другие области педагогической работы. Кроме этого, развитие речи, основ грамотности, способности слушать и выражать свои переживания и впечатления происходит на регулярных групповых занятиях, требования к которым также определяются необходимостью соблюдать равновесие между активностью и вкладом ребенка и импульсами (стимулами) со стороны взрослых. Одновременно такие формы работы создают основы для будущего успешного обучения детей в школе и учения на протяжении жизни, закладывая предпосылки грамотности — умения читать и писать, успешного овладения математикой, без того, чтобы формы школьного обучения непосредственно переносились в детский сад.

Средний балл по шкале по всем 47 ДО – 3,2 балла из 7 возможных.

Шкала 4. Детская активность

Шкала с самым большим числом критериев, которые во многом определены материальными возможностями организации, ведь бюджет расходов на учебные материалы в каждом саду ограничен, а возможности финансового участия попечительских советов родителей сильно отличаются.

Средний балл по шкале по всем 47 ДО – 2,7 балла из 7 возможных, и это самый низкий показатель среди всех шкал оценивания. Это значит, оснащение и поддержание детской активности в этих садах требует особого внимания.

Шкала 5. Взаимодействие

Взаимодействие как базовый принцип отношения взрослых и детей едва ли не важнее материального обустройства в дошкольном образовании, ведь именно правилам, нормам и ценностям должны научить педагоги за 4 года обучения, и материальная среда влияет на это мало.

Средний балл по шкале по всем 47 ДО – 4,0 балла из 7 возможных, и это самый высокий показатель среди всех шкал оценивания. То есть с взаимодействием и благополучной атмосферой в группе в садах лучше, чем с оснащением и материальной базой, и даже лучше, чем с соблюдением режимных и организационных моментов.

Шкала 6. Структурирование программ

Тут оценивались организационные моменты: насколько гибок и удобен распорядок дня, какую роль занимает в нем свободная игра и как организованы групповые занятия. Все это своего рода вопросы внутреннего менеджмента. И как видим на диаграмме ниже, из трех элементов проседает технология проведения групповых занятий.

Средний балл по всем 47 ДО – 3,4 балла из 7 возможных.

Шкала 7. Родители и персонал

Взаимодействие персонала и родителей, организация работы с педагогами носит важный организационный характер, который косвенно влияет на детей. Делая акцент на детях, нельзя забывать, что педагог – тоже субъект воспитания (как и ребенок – субъект и объект 2в1) и его потребности также важны для продуктивного и комфортного взаимодействия. Важно найти способы удовлетворять профессиональные и личностные потребности педагогов, поскольку только том случае если уделяется достаточное внимание потребностям педагогов, если она сами не забывают о собственных потребностях, только тогда они будут внимательнее относиться к индивидуальным потребностям детей. Как минимум, у них будут силы и настроение справляться с различными ситуациями в рабочее время, если условия труда соответствуют их ожиданиям и потребностям.

Средний балл по подшкале «Родители и персонал» по всем 47 ДО – 3,6 балла из 7 возможных.

Ольга Шиян пояснила, что ситуация меняется точечно, и огромная ответственность - на управленцах. Чтобы поменять ситуацию внутри, надо "зажечь" людей, найти то, что может стать стержнем работы с командой. Главная болевая точка, по мнению Ольги Шиян, - неправильная корпоративная культура в образовательном учреждении, где не принято дискутировать, спорить, возражать друг другу.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100