Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар-практикум «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы» > Лекция «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы», Адамский А.И.

Лекция «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы», Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 марта состоялась лекция научного руководителя Института проблем образовательной политики "Эврика" в рамках семинара-практикума «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы».

Александр Адамский рассказал о ФГОС и его практической реализации, уточнив, что отличие от предыдущего этапа в том, что в центре - фигура ребенка и запрет на натуральное измерение результатов ребенка.

Эксперт заметил, что для воспитателя это психологически сложно и непривычно: "Отказ от привычных компетенций - драматическая история. Воспитатель становится не оценщиком, не инструментом развития, а инструментом оценивания. Если воспитатель не развивается, можно сделать вывод, что ребенок не развивается".

По мнению Александра Адамского,одна из задач, которая стоит перед педагогами-дошкольниками в плане лидерства, преемственности, в том, чтобы навязать школе, прежде всего начальной школе, - тип отношения к ребенку.

Раньше учителя начальной школы раньше диктовали правила игры, задача была - научить читать, писать, считать. И сколько бы ни говорили, что результаты образования другие - мотивация, развитие воображения и пр., это не по-прежнему не так.

"Мы начинаем отстаивать права ребенка на полноценное детство", - уточнил Александр Адамский.

Задача учителей-участников семинара - рассказать родителям, что такое результаты образования, что такое шкала ECER-C, чтобы они сняли давление примитивных неправильных трактовок результатов образования.

Прозвучал вопрос из зала: как объяснить это родителям?

По мнению А. Адамского, ключ к вовлечению родителей - постоянная безоценочная обратная связь о том, что происходит с ребенком, репортаж о том, по какому образовательному маршруту идет ребенок. Каждый день, иногда по несколько раз в дней - сигнал. Декларацией этого не добиться.

Воспитатель, сидящий в телефоне, становится нормальным явлением. Разумеется, никто не списывает традиционные способы коммуникации, в том числе и режимные моменты. Но речь идет (и это предмет оценки социальной ситуации развитии) о многообразии.

На первый план выходят (и в чем квалификация воспитателя и где предметность аттестации) современные и разнообразные способы коммуникации. В первую очередь, надо самим стать более современными рядом с детьми. Уже с 1,5-2 лет компетенция детей современными средствами коммуникации выше, чем у взрослых. Педагогов ждет ловушка, потому что у детей будет скачок в речевом развитии.

Развитие мышления и речи связано между собой интеллектуальными структурами. Чем больше связей с внешним миром, тем сильнее развитие мышления. Чем сильнее развитие мышления, тем сильнее развитие речи. Происходит революция.

Впервые в истории, дошкольное детство детей принципиально отличается от дошкольного детства родителей.

Ребенок должен прийти в начальную школу с высоким уровнем самооценки.

Эксперт уточнил, что исследование не является сигналом для родителей, что с их ребенком что-то не так, воспитатели не должны проводить диагностику каждого ребенка.

Кроме того, довольно сложно сформировать представления о том, что такое среда, потому что родители и учителя ориентированы на то, что взрослый - учитель, воспитатель - главный, и на нем сосредоточены все связи ребенка.

Но у ребенка есть возможность построить равноправные отношения с равным себе объекту. И этот объект - среда. Отношения ребенка со средой, в которой он находится, должны стать нормой. Но при этом вся среда должна быть наполнена продуктами деятельности ребенка.

Отсюда вывод: равноправные отношения - продуктивные отношения.

"Чуть ли не единственный способ отстоять отношения ребенка со средой - бардак в его комнате, - заметил Александр Адамский. - Заставляя ребенка убирать комнату или убирая ее сами, правильно расставляя стол и стулья, раскладывая по местам одежду, взрослый тем самым говорит ребенку: уничтожь себя. А потом удивляется, что ребенок отворачивается и перестает общаться".

По мнению А. Адамского, формирование установок потребности на гармонизацию возникает у ребенка через созданные им самим продукты, а не через внешний фактор. Потребность в гармонизации в группе детского сада возникает, когда дети делают разное.

Притом, индивидуальные задания - это не блажь и придумка, а чуть ли не единственный способ справиться с количеством детей, превышающем критическое значение.

Тезис: средой можно управлять развитием ребенка более эффективно, чем личными воспитательскими усилиями.

Но как построить такую среду, если та среда, которую мы создаем в детских садах, - искусственная, а еще есть среда, в которой живет ребенок дома?

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100