15 марта состоялась лекция научного руководителя Института проблем образовательной
политики "Эврика" в рамках семинара-практикума «Реализация ФГОС дошкольного образования: результаты и перспективы».
Александр Адамский рассказал о ФГОС и его практической реализации, уточнив, что отличие
от предыдущего этапа в том, что в центре - фигура ребенка и запрет на натуральное измерение результатов ребенка.
Эксперт заметил, что для воспитателя это психологически сложно и непривычно: "Отказ от привычных компетенций - драматическая
история. Воспитатель становится не оценщиком, не инструментом развития, а инструментом оценивания. Если воспитатель не развивается, можно сделать вывод, что ребенок не развивается".
По мнению Александра Адамского,одна из задач, которая стоит перед педагогами-дошкольниками в плане лидерства, преемственности,
в том, чтобы навязать школе, прежде всего начальной школе, - тип отношения к ребенку.
Раньше учителя начальной школы раньше диктовали правила игры, задача была - научить читать, писать, считать. И сколько бы ни говорили, что результаты образования другие - мотивация, развитие воображения и пр., это не по-прежнему
не так.
"Мы начинаем отстаивать права ребенка на полноценное детство", - уточнил Александр Адамский.
Задача учителей-участников семинара - рассказать родителям, что такое результаты образования, что такое шкала ECER-C, чтобы
они сняли давление примитивных неправильных трактовок результатов образования.
Прозвучал вопрос из зала: как объяснить это родителям?
По мнению А. Адамского, ключ к вовлечению родителей - постоянная безоценочная обратная связь о том, что происходит с ребенком,
репортаж о том, по какому образовательному маршруту идет ребенок. Каждый день, иногда по несколько раз в дней - сигнал. Декларацией этого не добиться.
Воспитатель, сидящий в телефоне, становится нормальным явлением. Разумеется, никто
не списывает традиционные способы коммуникации, в том числе и режимные моменты. Но речь идет (и это предмет оценки социальной
ситуации развитии) о многообразии.
На первый план выходят (и в чем квалификация воспитателя и где предметность аттестации)
современные и разнообразные способы коммуникации. В первую очередь, надо самим
стать более современными рядом с детьми. Уже с 1,5-2 лет компетенция детей
современными средствами коммуникации выше, чем у взрослых. Педагогов ждет ловушка, потому что у детей будет скачок в речевом развитии.
Развитие мышления и речи связано между собой интеллектуальными структурами. Чем больше
связей с внешним миром, тем сильнее развитие мышления. Чем сильнее развитие
мышления, тем сильнее развитие речи. Происходит революция.
Впервые в истории, дошкольное детство детей принципиально отличается от дошкольного
детства родителей.
Ребенок должен прийти в начальную школу с высоким уровнем самооценки.
Эксперт уточнил, что исследование не является сигналом для родителей, что с их ребенком что-то не так, воспитатели не должны проводить диагностику каждого ребенка.
Кроме того, довольно сложно сформировать представления о том, что такое среда, потому что родители и учителя ориентированы
на то, что взрослый - учитель, воспитатель - главный, и на нем сосредоточены все связи ребенка.
Но у ребенка есть возможность построить равноправные отношения с равным себе объекту. И этот объект - среда. Отношения ребенка со средой, в которой он находится, должны стать нормой.
Но при этом вся среда должна быть наполнена продуктами деятельности ребенка.
Отсюда вывод: равноправные отношения - продуктивные отношения.
"Чуть ли не единственный способ отстоять отношения ребенка со средой - бардак в его комнате, - заметил Александр Адамский.
- Заставляя ребенка убирать комнату или убирая ее сами, правильно расставляя стол
и стулья, раскладывая по местам одежду, взрослый тем самым говорит ребенку: уничтожь себя. А потом удивляется, что ребенок отворачивается и перестает общаться".
По мнению А. Адамского, формирование установок потребности на гармонизацию возникает у ребенка через созданные им самим продукты,
а не через внешний фактор. Потребность в гармонизации в группе детского сада возникает,
когда дети делают разное.
Притом, индивидуальные задания - это не блажь и придумка, а чуть ли не единственный способ справиться с количеством детей, превышающем критическое значение.
Тезис: средой можно управлять развитием
ребенка более эффективно, чем личными воспитательскими усилиями.
Но как построить такую среду, если та среда, которую мы создаем в детских садах,
- искусственная, а еще есть среда, в которой живет ребенок дома?
Олеся Салунова
|