Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Развитие системы методической поддержки в странах дальнего зарубежья> Семинар в Италии> Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 2 ч.

Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 2 часть




5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась вторая часть лекции эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании».

Особое внимание эксперт уделил принципам формирования и расширения зоны ближайшего развития как дошкольников, так и педагогов. По его мнению, формирование зоны ближайшего развития дошкольников непосредственно связано с особенностями его общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Расширение зоны ближайшего развития ребенка возможно в условиях «парной педагогики», реализующейся посредством разнопозиционного общения двух педагогов одновременно. Наряду с этим, зона ближайшего развития педагога формируется при непосредственном развитии волевой сферы и игровой активности педагога.

Исследования, проведенные Е.Е. Кравцовой, Ж.П. Сугак, позволили считать событие, базирующееся на игровой ситуации с участием педагогов и дошкольников, основной единицей образовательного процесса в представленной образовательной программе.

Что такое событие? Это систематический целеориентированый интерактивный процесс, в котором спонтанная игровая деятельность ребенка является ключевым моментом. Событие строится на понимании целостности и неразрывности роста, развития и обучения ребенка с опорой на широкий спектр педагогических знаний, в частности, на специфику образования в дошкольном детстве и является основной формой реализации содержания образования.

Взаимодействие - проектирование форм построения общения и коммуникации педагога с ребенком, которые будут обеспечивать психологическое и личностное развитие ребенка. Эти формы предполагают: диалоговый способ коммуникации между взрослым и ребенком; понимание и принятие особенностей развития ребенка со стороны воспитателя; создание воспитателем условий для доступных осмыслению со стороны ребенка четких правил поведения, обеспечивающих физическую и эмоциональную безопасностиь развития; способность воспитателя к обнаружению дефицитов развития каждого конкретного ребенка и выстраивание дальнейшего образовательного процесса с их учетом. Педагог должен владеть технологиями и приемами выстраивания как индивидуального взаимодействия с ребенком, так и с группой детей.

Зона ближайшего развития – создание условий для погружения, осмысления, или совместного со взрослым использования учебного содержания в рамках межличностного общения.

Психолого-педагогическая диагностика - оценка личностного и возрастного развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. В том числе и спроектированные условия сознательного содержательного использования данной среды ребенком и педагогом.

Воспитание культурой, считает Светлана Погодина, кандидат педагогических наук, создает необходимые условия для осмысления пространства детского сада как собственного, личностно значимого; а так же позволяют осмыслить как культурные ценности собственной семьи, так и субкультурные особенности группы, которую посещает ребенок, знакомясь с различными социальными особенностями населения планеты.

Художественные эталоны — система художественных свойств и отношений, способствующая приобщению детей дошкольного возраста к искусству доступными их мировосприятию средствами, складывающаяся в процессе овладения ими общекультурными ценностями, накопленными предшествующими поколениями и передаваемыми с помощью предметов материальной культуры

Полилингвальность - формирование и развитие двух и более языков в рамках взаимодействия семьи ребенка и педагогического состава детского сада, вырабатывающего различные подходы к формированию развивающей среды, где различные языки выступают как средством, так и целью детской произвольной активности.

По мнению кандидата педагогических наук Светланы Погодиной, игра является ведущей, но не единственная деятельностью дошкольника, которая развивает воображение. "Игра позволяет осмыслять и переосмыслять собственный и чужой опыт, различные виды детской активности, а так же корректировать не органически обусловленные проблемы развития", - объяснила эксперт.

Кроме того, игра дошкольника реализуется в виде режиссерской, направленной на переосмысление предметного окружения и осмысление собственной инициативы; образной, позволяющей переосмыслить как собственные отношение к окружающей действительности, так и общение со взрослым и сверстником; сюжетно-ролевой - способствующей формированию разнопозиционного общения и коммуникационных навыков, как со взрослыми, так и с другими детьми различных возрастов; игры с правилами - пропедевтики школьного типа обучения, базирующейся на добровольном исполнении правил, осмыслении правил, переосмыслении правил, согласно личностным представлениям и приоритетам.

Евгений Крашенинников добавил, что игра неразрывно связана с центральным психологическим новообразованием дошкольников - воображением и центральной психической функцией - эмоциями. Развитие игры находится в зависимости от развития разнопозиционного, разновозрастного общения.

Например, воображение - важнейшая психологическая функция, позволяющая дошкольнику быть субъектом собственной деятельности, управлять эмоциями, выстраивать общение. Структура воображения дошкольника, согласно исследованиям Е.Е. Кравцовой, включает в себя последовательно переосмысление предметной среды, прошлого опыта, личностной позиции дошкольника. Структура воображения соотносится со стадиями освоения дошкольником продуктивной деятельности по Д.Б. Эльконину: замысел автономен от продукта деятельности - осмысление продукта деятельности в процессе изготовления в зависимости от приобретенного опыта - построение деятельности, независящей от внешних обстоятельств, согласующейся со смыслом самого ребенка.

Парная педагогика - психолого-педагогическое взаимодействие двух взрослых, реализующих противоположные по смыслу позиции по отношению к общему содержанию деятельности, или коммуникации. Парная педагогика способствует как появлению детской инициативы, так и формированию, расширению и актуализации зоны ближайщего развития детей и педагогов.

Светлана Погодина подчеркнула, что рисование - реальное устойчивое явление человеческой жизни, оно тесно связано с формированием речевой и познавательной сфер, а так же с ведущей деятельностью дошкольного периода развития ребенка.

Еще одна педагогическая технология «Арт-коворкинг». Она характеризуется созданием в образовательной организации свободного пространства для разнообразных форм работы детей в рамках художественного творчества.

«Экспресс-ситуации» — педагогические проблемные события, возникающие как спонтанно, так по замыслу педагога, которые направлены на создание условий для проявления детьми своего изобразительного опыта в новых для себя условиях.

Евгений Крашенинников заострил внимание на том, что развивающая ситуация – это ситуация, организованная педагогом и требующая от ребенка решения учебной задачи. Развивающая ситуация должна встречаться в различных сферах деятельности ребенка, в рамках разных активностей; она может встречаться: на занятии, в игре, на прогулке, во время посещения столовой, во время встречи в начале и расставания в конце дня и т.д. Важно, что педагог предлагает задачи, которые с одной стороны актуальны для этапа развития, на котором находится ребенок, но содержат «вызовы», стимулирующие ребенка преодолеть, разрешить предлагаемую задачу.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100