5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных
технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась вторая часть лекции эксперта Института проблем образовательной
политики «Эврика» Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном
образовании».
Особое внимание эксперт уделил принципам формирования и расширения зоны ближайшего развития как дошкольников, так и педагогов.
По его мнению, формирование зоны ближайшего развития дошкольников непосредственно связано с особенностями его общения как
со сверстниками, так и со взрослыми. Расширение зоны ближайшего развития ребенка возможно в условиях «парной педагогики»,
реализующейся посредством разнопозиционного общения двух педагогов одновременно. Наряду
с этим, зона ближайшего развития педагога формируется при непосредственном развитии волевой сферы и игровой активности педагога.
Исследования, проведенные Е.Е. Кравцовой, Ж.П. Сугак, позволили считать событие, базирующееся на игровой ситуации с участием
педагогов и дошкольников, основной единицей образовательного процесса в представленной образовательной программе.
Что такое событие? Это систематический целеориентированый интерактивный процесс, в котором спонтанная игровая деятельность
ребенка является ключевым моментом. Событие строится на понимании целостности и неразрывности роста, развития и обучения
ребенка с опорой на широкий спектр педагогических знаний, в частности, на специфику образования в дошкольном детстве и является
основной формой реализации содержания образования.
Взаимодействие - проектирование форм построения общения и коммуникации педагога с
ребенком, которые будут обеспечивать психологическое и личностное развитие ребенка. Эти формы предполагают: диалоговый способ
коммуникации между взрослым и ребенком; понимание и принятие особенностей развития ребенка со стороны воспитателя; создание
воспитателем условий для доступных осмыслению со стороны ребенка четких правил поведения, обеспечивающих физическую и эмоциональную
безопасностиь развития; способность воспитателя к обнаружению дефицитов развития каждого конкретного ребенка и выстраивание
дальнейшего образовательного процесса с их учетом. Педагог должен владеть технологиями и приемами выстраивания как индивидуального
взаимодействия с ребенком, так и с группой детей.
Зона ближайшего развития – создание условий для погружения, осмысления, или совместного со взрослым использования учебного
содержания в рамках межличностного общения.
Психолого-педагогическая диагностика - оценка личностного и возрастного развития детей дошкольного возраста, связанная с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития. В том числе и спроектированные условия сознательного содержательного использования данной среды ребенком
и педагогом.
Воспитание культурой, считает Светлана Погодина, кандидат педагогических наук, создает необходимые условия для осмысления
пространства детского сада как собственного, личностно значимого; а так же позволяют осмыслить как культурные ценности собственной
семьи, так и субкультурные особенности группы, которую посещает ребенок, знакомясь с различными социальными особенностями
населения планеты.
Художественные эталоны — система художественных свойств и отношений, способствующая приобщению детей дошкольного возраста
к искусству доступными их мировосприятию средствами, складывающаяся в процессе овладения ими общекультурными ценностями, накопленными
предшествующими поколениями и передаваемыми с помощью предметов материальной культуры
Полилингвальность - формирование и развитие двух и более языков в рамках взаимодействия семьи ребенка и педагогического состава
детского сада, вырабатывающего различные подходы к формированию развивающей среды, где различные языки выступают как средством,
так и целью детской произвольной активности.
По мнению кандидата педагогических наук Светланы Погодиной, игра является ведущей,
но не единственная деятельностью дошкольника, которая развивает воображение. "Игра позволяет осмыслять и переосмыслять собственный
и чужой опыт, различные виды детской активности, а так же корректировать не органически обусловленные проблемы развития",
- объяснила эксперт.
Кроме того, игра дошкольника реализуется в виде режиссерской, направленной на переосмысление предметного окружения и осмысление
собственной инициативы; образной, позволяющей переосмыслить как собственные отношение к окружающей действительности, так и
общение со взрослым и сверстником; сюжетно-ролевой - способствующей формированию разнопозиционного общения и коммуникационных
навыков, как со взрослыми, так и с другими детьми различных возрастов; игры с правилами - пропедевтики школьного типа обучения,
базирующейся на добровольном исполнении правил, осмыслении правил, переосмыслении правил, согласно личностным представлениям
и приоритетам.
Евгений Крашенинников добавил, что игра неразрывно связана с центральным психологическим новообразованием дошкольников - воображением
и центральной психической функцией - эмоциями. Развитие игры находится в зависимости от развития разнопозиционного, разновозрастного
общения.
Например, воображение - важнейшая психологическая функция, позволяющая дошкольнику быть субъектом собственной деятельности,
управлять эмоциями, выстраивать общение. Структура воображения дошкольника, согласно исследованиям Е.Е. Кравцовой, включает
в себя последовательно переосмысление предметной среды, прошлого опыта, личностной позиции дошкольника. Структура воображения
соотносится со стадиями освоения дошкольником продуктивной деятельности по Д.Б. Эльконину: замысел автономен от продукта деятельности
- осмысление продукта деятельности в процессе изготовления в зависимости от приобретенного опыта - построение деятельности,
независящей от внешних обстоятельств, согласующейся со смыслом самого ребенка.
Парная педагогика - психолого-педагогическое взаимодействие двух взрослых, реализующих противоположные по смыслу позиции по
отношению к общему содержанию деятельности, или коммуникации. Парная педагогика способствует как появлению детской инициативы,
так и формированию, расширению и актуализации зоны ближайщего развития детей и педагогов.
Светлана Погодина подчеркнула, что рисование - реальное устойчивое явление человеческой
жизни, оно тесно связано с формированием речевой и познавательной сфер, а так же с ведущей деятельностью дошкольного периода
развития ребенка.
Еще одна педагогическая технология «Арт-коворкинг». Она характеризуется созданием в образовательной организации
свободного пространства для разнообразных форм работы детей в рамках художественного творчества.
«Экспресс-ситуации» — педагогические проблемные события, возникающие как спонтанно, так по замыслу педагога,
которые направлены на создание условий для проявления детьми своего изобразительного опыта в новых для себя условиях.
Евгений Крашенинников заострил внимание на том, что развивающая ситуация –
это ситуация, организованная педагогом и требующая от ребенка решения учебной задачи. Развивающая ситуация должна встречаться
в различных сферах деятельности ребенка, в рамках разных активностей; она может встречаться: на занятии, в игре, на прогулке,
во время посещения столовой, во время встречи в начале и расставания в конце дня и т.д. Важно, что педагог предлагает задачи,
которые с одной стороны актуальны для этапа развития, на котором находится ребенок, но содержат «вызовы», стимулирующие
ребенка преодолеть, разрешить предлагаемую задачу.
Олеся Салунова
|