5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных
технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной политики
«Эврика», кандидата психологических наук Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы
воспитания в основном общем образовании».
Эксперт подробно остановился на требованиях к технологии достижения предметных, метапредметных результатов учащихся в рамках
различных видов деятельности в основной школе, сначала описав представления о современных
результатах во ФГОС. "Прежде всего, вводятся требования к образовательным результатам и предпринята попытка их сквозного описания
(преемственность результатов на разных уровнях образования). Аспектами оценки сквозных образовательных результатов становятся
самостоятельность как поиск или построение «опор» (помощников, средств)
своего движения; инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего
движения; ответственность – решение самого человека о моменте предъявление
другому результатов своей работы. Причем, ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей",
- пояснил Евгений Крашенинников.
Что такое результат образования в логике ФГОС? Это построение самим человеком в каких-то областях, в каких-то кругах жизни
действия (завершенных форм своей активности).
Эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", кандидат философских наук Мария Миркес добавила, что построение
действия включает в себя построение и опробование «опор» (средств, ориентиров)
действия, опробование и построение поля действия – границ, ситуаций,
инициацию и испытание перспектив, которые открываются в этом деле.
"Тот, кто действие не строит, решений не принимает – тот не образован", - подвел черту эксперт.
Умение должно быть связано с воссозданием действия.
Мария Миркес пояснила, что качество образования обеспечивают связанные и взаимообусловленные компоненты, такие, как: образовательный
запрос, «свое» образовательное задание (построение той ситуации, относительно который образовательный запрос осмыслен)
и «свои» опоры (средства).
Результаты образования носят сквозной характер (через все возраста) и уровневый характер (через все предметы).
Эксперт перечислила сквозные метапредметные результаты:
1. умение учиться;
2. умение взаимодействовать;
3. умение работать с информацией.
Евгений Крашенинников добавил про уровневые предметные результаты, которые проходят через все предметы. Это умение действовать по образцу; применять способ
действия в аналогичной ситуации; преобразовывать способ действия.
Эксперт представила структуру образовательных результатов и предложила некоторые образцы заданий, позволяющих данные результаты
оценить, представляя формат проектной задачи - системы или набора заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских действий,
направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата-«продукта», в ходе решения
которой происходит качественное изменение группы детей.
Технология решения системы задач (развивающего обучения) включает три системы задач, основанных на деятельностном содержании:
систему учебных задач, систему конкретно-практических задач, систему проектных задач.
Система учебных задач позволяет освоить общие способы решения большого круга частных задач, система конкретно-практических
задач - отработать отдельные операции, входящие в общий способ, система проектных задач – осуществить перенос общих
способов действия в реальную (или модельную) жизнь.
Местом проектной задачи в учебном процессе года может быть фаза запуска, самое начало процесса (можно проводить по одной проектной
задаче из основных предметных областей); фаза постановки и решения учебных задач (может быть организовано как по одной проектной
задаче из основных предметных областей, так и одна межпредметная разновозрастная проектная задача); рефлексивная фаза (одна
межпредметная разновозрастная проектная задача).
Мария Миркес представила общую схему этапов проектной задачи и предложил один из вариантов экспертной карты для оценивания
сформированных метапредметных образовательных результатов.
Эксперт рассказал о формате межпредметного погружения на примере образовательного модуля «Творчество и АРТ-пространство»
для 7-9 классов. В рамках модуля в течение 5 дней ребята принимают участие в фотокроссе и конкурсе фоторабот по его результатам,
участвуют в лекциях-дискуссиях и проектных группах по восприятию и моделированию творческих форм, организуют и проводят образовательный
фестиваль «Творчество и Арт-пространство». Участие в таком событии обеспечивает появление у детей образовательных
результатов всех видов: и предметных, и метапредметных, и личностных – в комплексе.
В заключение эксперт представил требования к технологии достижения современных образовательных результатов. Это:
– наличие описание образовательных результатов через все ступени образования, которые должны обладать следующими характеристиками
(сквозные, уровневые, операциональные, критериальные и содержательные);
– содержание образование и способы организации образовательного процесса должны соответствовать тем результатам, которые
должны быть достигнуты;
– должно быть обеспечено чередование как урочных и внеурочных форм занятий, так и чередование учебной и внеучебных
видов деятельности в рамках ООП;
–школьная система оценки качества образования должна иметь адекватные инструменты и образовательные процедуры, с помощью
которых можно увидеть образовательные результаты учащихся;
–администрация школы обязана обеспечить условия (учебный план, расписание занятий, образовательную среду, корпоративное
повышение квалификации и т.д.) для достижения учителями и учащимися запланированных образовательных результатов;
– основная образовательная программа должна стать программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению
заявленных в программе результатов.
Олеся Салунова
|