Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Развитие системы методической поддержки в странах дальнего зарубежья> Семинар в Италии> Лекция: «Российские образовательные технологии и методы обучения в основном общем образовании»

Лекция: «Российские образовательные технологии и методы обучения в основном общем образовании».




5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидата психологических наук Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы воспитания в основном общем образовании».

Эксперт подробно остановился на требованиях к технологии достижения предметных, метапредметных результатов учащихся в рамках различных видов деятельности в основной школе, сначала описав представления о современных результатах во ФГОС. "Прежде всего, вводятся требования к образовательным результатам и предпринята попытка их сквозного описания (преемственность результатов на разных уровнях образования). Аспектами оценки сквозных образовательных результатов становятся самостоятельность как поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения; инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения; ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Причем, ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей", - пояснил Евгений Крашенинников.

Что такое результат образования в логике ФГОС? Это построение самим человеком в каких-то областях, в каких-то кругах жизни действия (завершенных форм своей активности).

Эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", кандидат философских наук Мария Миркес добавила, что построение действия включает в себя построение и опробование «опор» (средств, ориентиров) действия, опробование и построение поля действия – границ, ситуаций, инициацию и испытание перспектив, которые открываются в этом деле.

"Тот, кто действие не строит, решений не принимает – тот не образован", - подвел черту эксперт.

Умение должно быть связано с воссозданием действия.

Мария Миркес пояснила, что качество образования обеспечивают связанные и взаимообусловленные компоненты, такие, как: образовательный запрос, «свое» образовательное задание (построение той ситуации, относительно который образовательный запрос осмыслен) и «свои» опоры (средства).

Результаты образования носят сквозной характер (через все возраста) и уровневый характер (через все предметы).

Эксперт перечислила сквозные метапредметные результаты:

1. умение учиться;

2. умение взаимодействовать;

3. умение работать с информацией.

Евгений Крашенинников добавил про уровневые предметные результаты, которые проходят через все предметы. Это умение действовать по образцу; применять способ действия в аналогичной ситуации; преобразовывать способ действия.

Эксперт представила структуру образовательных результатов и предложила некоторые образцы заданий, позволяющих данные результаты оценить, представляя формат проектной задачи - системы или набора заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата-«продукта», в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей.

Технология решения системы задач (развивающего обучения) включает три системы задач, основанных на деятельностном содержании: систему учебных задач, систему конкретно-практических задач, систему проектных задач.

Система учебных задач позволяет освоить общие способы решения большого круга частных задач, система конкретно-практических задач - отработать отдельные операции, входящие в общий способ, система проектных задач – осуществить перенос общих способов действия в реальную (или модельную) жизнь.

Местом проектной задачи в учебном процессе года может быть фаза запуска, самое начало процесса (можно проводить по одной проектной задаче из основных предметных областей); фаза постановки и решения учебных задач (может быть организовано как по одной проектной задаче из основных предметных областей, так и одна межпредметная разновозрастная проектная задача); рефлексивная фаза (одна межпредметная разновозрастная проектная задача).

Мария Миркес представила общую схему этапов проектной задачи и предложил один из вариантов экспертной карты для оценивания сформированных метапредметных образовательных результатов.

Эксперт рассказал о формате межпредметного погружения на примере образовательного модуля «Творчество и АРТ-пространство» для 7-9 классов. В рамках модуля в течение 5 дней ребята принимают участие в фотокроссе и конкурсе фоторабот по его результатам, участвуют в лекциях-дискуссиях и проектных группах по восприятию и моделированию творческих форм, организуют и проводят образовательный фестиваль «Творчество и Арт-пространство». Участие в таком событии обеспечивает появление у детей образовательных результатов всех видов: и предметных, и метапредметных, и личностных – в комплексе.

В заключение эксперт представил требования к технологии достижения современных образовательных результатов. Это:

– наличие описание образовательных результатов через все ступени образования, которые должны обладать следующими характеристиками (сквозные, уровневые, операциональные, критериальные и содержательные);

– содержание образование и способы организации образовательного процесса должны соответствовать тем результатам, которые должны быть достигнуты;

– должно быть обеспечено чередование как урочных и внеурочных форм занятий, так и чередование учебной и внеучебных видов деятельности в рамках ООП;

–школьная система оценки качества образования должна иметь адекватные инструменты и образовательные процедуры, с помощью которых можно увидеть образовательные результаты учащихся;

–администрация школы обязана обеспечить условия (учебный план, расписание занятий, образовательную среду, корпоративное повышение квалификации и т.д.) для достижения учителями и учащимися запланированных образовательных результатов;

– основная образовательная программа должна стать программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению заявленных в программе результатов.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100