5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных
технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной политики
«Эврика», кандидата психологических наук Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы
воспитания в начальной школе».
Эксперт обрисовал общий круг вопросов. Это основные положения системно-деятельностного
подхода как технологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); базовые технологии ФГОС; некоторые аспекты профессиональной деятельности
учителей начальной школы.
Евгений Крашенинников остановился на изменениях, которые произошли в деятельности начальных школ в России в связи с введением
ФГОС. Прежде всего, это системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых, их взаимодействие и общение в целях личностного, социального
и познавательного развития обучающихся.
Стандарт вводит новые требования к результатам образования, говорит не только о предметных, но и о метапредметных и личностных
результатах, которые нужно не только получать, но и оценивать. А в современном мире, зачастую, именно метапредметные и личностные
результаты становятся наиболее необходимыми и важными.
Главным документом, на основе которого работает каждая школа в соответствии с ФГОС, является Основная образовательная программа
(ООП), которая и строится вокруг тех образовательных результатов, которые должны получить обучающиеся. ООП является основой
для разработки рабочих программ учебных предметов и системы оценки образовательных результатов обучающихся.
Как получить новые образовательные результаты, задалась вопросом кандидат философских наук Мария Миркес, ведь ФГОС меняет
образовательную парадигму: вместо передачи суммы знаний основной целью образования становится развитие личности обучающегося.
Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Что же мешает современной школе получить современный результат? Разностильные учебники, методики обучения, приемы воспитания.
Системно-деятельностный подход предполагает простроенность учебной цели до уровня конкретных действий учеников на уроке. Для
организации учебной деятельности предлагается использовать современные педагогические технологии.
Евгений Крашенинников перечислил признаки педагогических технологий. Прежде всего, в основе должны быть конкретные педагогические теории, идеи; обязателен строгий порядок
действий. Педагогические технологии могут воспроизводиться любым педагогом.
Так же важен индивидуальный и дифференцированный подход; -наличие четких критериев оценки результатов; гарантированность
педагогического процесса.
Эксперт рассказал о педагогических технологиях деятельностного типа, использование которых будет способствовать организации
учебной деятельности в соответствии с ФГОС. В первую очередь, это технология развивающего обучения, метод проектов, технология
кейс-стади, группа продуктивных технологий. Объединяет их то, что в процесс обучения не происходит репродуктивная передача
знаний и отработка готовых алгоритмов, а организуется коллективная деятельность, направленная на достижение конкретного результата
(продукта).
Еще одним фактором, способствующим получению современных образовательных результатов, по мнению Евгений Крашенинникова, является
образовательная среда, в которой протекает образовательный процесс. В такой среде должно выделяться учебное пространство и
пространство игры.
Олеся Салунова
|