Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Развитие системы методической поддержки в странах дальнего зарубежья> Семинар в Италии> Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 1 ч.

Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 1 часть




4 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания» в Риме состоялась первая часть лекции эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Евгения Крашенинникова «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании».

Эксперт пояснил, что программа построена на психологической теории Л.С. Выготского, согласно которой «наиболее существенная линия в развитии человека - это становление его сознания». Л.С. Выготский считал, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, которые носят опосредованный характер. К средствам он относит особые, существенные в человеческой культуре, «орудия ума» - слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Подобные средства не только изменяют отношения человека с миром, но и, прежде всего, служат средствами воздействия субъекта на самого себя. В процессе развития опосредованности психика ребенка становится осознанной и произвольной.

Причем, важно учесть, что для ребенка дошкольника значимо эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому в образовании дошкольника важна организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", кандидат философских наук Мария Миркес уточнила, что первый вид детского опыта - познавательный. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Если в первом случае ребенок использует знаковые средства, приводящие его к выявлению объективных, существующих для решения задачи сторон, то во втором случае ребенок обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить свое отношение к ней.

Условно способности ребенка делятся на две большие группы.

Первая группа - способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, т.е. обобщить свой познавательный опыт (моделирование); вторая группа - способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации (символизация). Эти средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Эти способности можно выявить в любой деятельности ребенка.

Организация, как познавательного опыта, так и проживания осуществляется в форме игры, общения и продуктивной деятельности. Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, который проявляется в следующем:

- возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

- развитии децентрации - умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

- развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

Особенностью образовательной программы является то, что развитие и обучение детей происходит в полилингвальной среде.

Евгений Крашенинников акцентировал внимание участников семинара на том, что образование перестает быть монолингвальным. Наличие второго, третьего языка в дошкольном возрасте способствует развитию ребенка. Полилингвистические условия в структуре детского сада – это эффективное развитие, а не изучение языков. Полилингвальная система обучения подразумевает комплексный подход к развитию и воспитанию детей. Данное обучение направлено на создание языковой среды, которая формирует и развивает все психические функции: волю, память, воображение, внимание, мышление, речь на двух и более языках. Программа построена с учетом психолингвистических особенностей детей раннего возраста, а так же с учетом сензитивного периода развития речи, который подразумевает активное использование языков как средства коммуникации в дошкольном возрасте. С трех до пяти лет ребенок активно смешивает языки, таким образом, осуществляя непосредственный анализ языковой структуры родного языка, развивая тем самым языковую пластичность. Попадая в полилингвальную среду, где общение происходит на родном и втором (третьем) языках, ребенок осваивает и закрепляет одну и ту же лексику дважды. Благодаря активации включения кодов с одного языка на другой, дети осуществляют «синхронный перевод».

Развитие детей в условиях полилингвальности требует от педагогов как владения языками (от понимания до свободного изъяснения), являющихся родными для детей, так и способами формирования развивающей среды, где различные языки выступают как средством, так и целью детской произвольной активности. При этом важно, чтобы детям, относящимся к культурным меньшинствам, была предоставлена возможность расти в мультикультурном обществе в качестве членов как своей культурной группы, так и основного социума. Образование и воспитание в младшем возрасте для этих детей предоставляется на тех же условиях, что и для остальных, то есть каждый ребенок принадлежит к группе детей, получая поддержку в социальном взаимодействии. Педагог обязан демонстрировать хорошее понимание основ различных культур, для того, чтобы иметь возможность обсуждать с родителями различающиеся потребности детей, происходящих из разных семей и для того, чтобы принимать в расчет образовательные цели, которые ставят родители, делая это на общих условиях по принципу взаимодействия.

Обучение в полилингвальной среде происходит посредством погружения в культурно-языковую среду и использования различных языков как средства коммуникации и совместной деятельности.

Культура ребенка, его обычаи и традиции изучаются и ценятся и составляют видимую часть повседневной деятельности. Во взаимодействии с родителями и разными культурными сообществами, предпринимаются попытки сохранить культурные традиции детей и поддержать их возможность проявлять собственное культурное происхождение в условиях дошкольной организации.

"Полилингвальное образование является элементом подготовки любого ребенка к жизни в мультикультурном обществе. Важно и то, что собственная или родная культурная среда ребенка подчеркивается и развивается в свете сравнений и обогащений со средой другого языка, - считает Мария Миркес.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100