5 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных
технологий, методов обучения и воспитания» в г. Ереване состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной
политики «Эврика» Алексея Воронцова «Российские образовательные технологии и методы воспитания в основной школе».
Эксперт вышел на связь со слушателями в режиме online и рассказал о требованиях к технологии достижения предметных, метапредметных
результатов учащихся в рамках различных видов деятельности в основной школе.
Начал А.Б. Воронцов с описания представления о современных результатах во ФГОС. Вводятся требования к образовательным результатам,
предпринята попытка их сквозного описания (преемственность результатов на разных уровнях образования). Аспектами оценки сквозных
образовательных результатов являются:
•Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения;
•Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения;
•Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность
– это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.
Что есть результат образования в логике ФГОС? Это построение самим человеком в каких-то областях, в каких-то кругах жизни
действия (завершенных форм своей активности).
Построение действия включает :
1)построение и опробование «опор» (средств, ориентиров) действия;
2)опробование и построение поля действия – границ, ситуаций и т.п.;
3)инициация и испытание перспектив, которые открываются в этом деле.
Тот, кто действие не строит, решений не принимает – тот не образован.
Умение должно быть связано с воссозданием действия.
Качество образования обеспечивают следующие связанные и взаимообусловленные компоненты: образовательный запрос, «свое»
образовательное задание (построение той ситуации, относительно который образовательный запрос осмыслен) и «свои»
опоры (средства).
Результаты образования носят сквозной характер (через все возраста) и уровневый характер (через все предметы):
Сквозные метапредметные результаты (через все возраста)
1.Умею учиться;
2.Умею взаимодействовать;
3.Умею работать с информацией.
Уровневые предметные результаты (через все предметы)
1.Умею действовать по образцу;
2.Умею применять способ действия в аналогичной ситуации;
3.Умею преобразовывать способ действия.
Далее эксперт представил структуру образовательных результатов, предложил некоторые образцы заданий, позволяющих данные результаты
оценить, и представил формат проектной задачи - системы или набора заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских
действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата-«продукта», в
ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей.
Технология решения системы задач (развивающего обучения) включает три системы задач, основанных на деятельностном содержании:
систему учебных задач, систему конкретно-практических задач, систему проектных задач.
Система учебных задач позволяет освоить общие способы решения большого круга частных задач, система конкретно-практических
задач - отработать отдельные операции, входящие в общий способ, система проектных задач – осуществить перенос общих
способов действия в реальную (или модельную) жизнь.
Местом проектной задачи в учебном процессе года может быть фаза запуска, самое начало процесса (можно проводить по одной проектной
задаче из основных предметных областей); фаза постановки и решения учебных задач (может быть организовано как по одной проектной
задаче из основных предметных областей, так и одна межпредметная разновозрастная проектная задача); рефлексивная фаза (одна
межпредметная разновозрастная проектная задача).
А.Б. Воронцов представил общую схему этапов проектной задачи и предложил один из вариантов экспертной карты для оценивания
сформированных метапредметных образовательных результатов.
Эксперт рассказал о формате межпредметного погружения на примере образовательного модуля «Творчество и АРТ-пространство»
для 7-9 классов. В рамках данного модуля в течение 5 дней ребята принимают участие в фотокроссе и конкурсе фоторабот по его
результатам, участвуют в лекциях-дискуссиях и проектных группах по восприятию и моделированию творческих форм, организуют
и проводят образовательный фестиваль «Творчество и Арт-пространство». Участие в таком событии обеспечивает появление
у детей образовательных результатов всех видов: и предметных, и метапредметных, и личностных – в комплексе.
В заключение эксперт представил требования к технологии достижения современных образовательных результатов. Это:
–наличие описание образовательных результатов через все ступени образования, которые должны обладать следующими характеристиками
(сквозные, уровневые, операциональные, критериальные и содержательные);
–содержание образование и способы организации образовательного процесса должны соответствовать тем результатам, которые
должны быть достигнуты;
–должно быть обеспечено чередование как урочных и внеурочных форм занятий, так и чередование учебной и внеучебных
видов деятельности в рамках ООП;
–школьная система оценки качества образования должна иметь адекватные инструменты и образовательные процедуры, с помощью
которых можно увидеть образовательные результаты учащихся;
–администрация школы обязана обеспечить условия (учебный план, расписание занятий, образовательную среду, корпоративное
повышение квалификации и т.д.) для достижения учителями и учащимися запланированных образовательных результатов;
–основная образовательная программа должна стать программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению
заявленных в программе результатов.
Ольга Устюгова
|