Эксперт обрисовала общий круг обсуждаемых в лекции вопросов. Это:
-Основные положения системно-деятельностного подхода как технологической основы Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС);
-Базовые технологии ФГОС;
-Некоторые аспекты профессиональной деятельности учителей начальной школы.
Е.А. Осипова остановилась на тех технологических изменениях, которые произошли в деятельности начальных школ в России в связи
с введением ФГОС. Прежде всего, это системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.
Системно-деятельностный подход предполагает совместную деятельность детей и взрослых, их взаимодействие и общение в целях
личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
ФГОС вводит новые требования к результатам образования, говорит не только о предметных, но и о метапредметных и личностных
результатах, которые нужно не только получать, но и оценивать. А в современном мире, зачастую, именно метапредметные и личностные
результаты становятся наиболее необходимыми и важными.
Главным документом, на основе которого работает каждая школа в соответствии с ФГОС, является Основная образовательная программа
(ООП), которая и строится вокруг тех образовательных результатов, которые должны получить обучающиеся. ООП является основой
для разработки рабочих программ учебных предметов и системы оценки образовательных результатов обучающихся.
Как получить новые образовательные результаты? ФГОС меняет образовательную парадигму: вместо передачи суммы знаний основной
целью образования становится развитие личности обучающегося. Основной педагогической задачей становится создание и организация
условий, инициирующих детское действие.
Что же мешает современной школе получить современный результат? Разностильные учебники, методики обучения, приемы воспитания.
Системно-деятельностный подход предполагает простроенность учебной цели до уровня конкретных действий учеников на уроке. Для
организации учебной деятельности предлагается использовать современные педагогические технологии. К признакам педагогических
технологий эксперт отнесла:
-в основе – конкретные педагогические теории, идеи;
-строгий порядок действий;
-может воспроизводиься любым педагогом;
-индивидуальный и дифференцированный подход;
-наличие четких критериев оценки результатов;
-гарантированность педагогического процесса.
Е.А. Осипова представила некоторые педагогические технологии деятельностного типа, использование которых будет способствовать
организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС: технология развивающего обучения, метод проектов, технология кейс-стади,
группа продуктивных технологий. Объединяет их то, что в процесс обучения не происходит репродуктивная передача знаний и отработка
готовых алгоритмов, а организуется коллективная деятельность, направленная на достижение конкретного результата (продукта).
Еще одним фактором, способствующим получению современных образовательных результатов, отметила эксперт, является образовательная
среда, в которой протекает образовательный процесс. В такой среде должно выделяться учебное пространство и пространство игры.
В заключение Е.А. Осипова пожелала всем педагогам,и присутствующим на семинаре:
-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
-Веди ученика от собственного опыта к общественному;
-Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
-Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
-Учи анализировать каждый этап работы;
-Критикуя, стимулируй ученика.
-Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики! (С. Соловейчик)
Ольга Устюгова