Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Развитие системы методической поддержки для ОУ с преподаванием русского языка в странах СНГ> Семинар в Армении> Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 1 ч.

Лекция: «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании», 1 часть




4 ноября в рамках семинара «Применение современных российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания» в г. Ереване состоялась первая часть лекции эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Жанны Сугак «Российские образовательные технологии и методы воспитания в дошкольном образовании».

Эксперт начала разговор с вопроса о взрослых, которые организуют жизнь ребенка, которые формируют образовательное пространство вокруг ребенка. Это не только и не столько педагоги, но и родители, бабашки, дедушки.

Ребенка ни в коем случае нельзя ставить в рамки какой-либо программы. Ребенок должен именно проживать свою жизнь, а педагоги должны выбирать и конструировать образовательные программы с учетом интересов и смыслов ребенка, культуры его семьи.

Для младенца самой важной, практически единственной средой является его семья. В это время семья для ребенка – это люди, которые демонстрируют ему семейные и культурные ценности. «В нашей семье так не делают», «У нас принято так» - это фундаментальные установки человека. В это время очень важна направленность взрослых родственников на ребенка.

Сторонние взрослые до 3-х лет должны обучать не ребенка, а родителей тому, что можно делать вместе с ребенком: что можно лепить, танцевать, рисовать, петь и т.п.

3 года – переломный момент, кризисный возраст. В возрасте примерно 3 лет «отпадает» психологическая пуповина, когда ребенок становится «нехочухой, врединой». Это важнейший этап роста человека, момент, когда человек приобретает самостоятельность, становится способным сказать: «Я Сам».

С 3-7 лет – дети «одной эпохи», их можно заинтересовать одним и тем же содержанием, у них похожие психологические особенности. Это люди, живущие как бы в параллельной Вселенной, понимающие все иначе, у них другая логика, отличная от взрослой. Поэтому очень важно помещать таких детей в свой сказочный мир, так как этот мир созвучен мировосприятию ребенка дошкольного возраста, живущего внутри своего Воображения. Именно воображение, образное мышление лежит в основе обучения школьника начальных классов.

Еще одна очень важная составляющая мира дошкольника – это эмоции, как позитивные, так и негативные. В дошкольном возрасте за развитие интеллекта отвечают эмоции, поэтому очень важно в это время пережить различные эмоции: слушать сказки, читать книги, смотреть театральные постановки.

Кроме того, для дошкольника важными становятся еще и сверстники, с которыми можно поиграть, пообщаться, взаимодействовать в игре. Но игре детей тоже нужно учить, самостоятельно, без примера, они играть не начинают. Цель взрослого здесь – окультуривать отношения, складывающиеся между сверстниками в детском коллективе. Поэтому задача педагога – выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы была организована деятельность, значимая для детей.

Также для дошкольника очень важна оценка со стороны взрослого, он все время стремится добиться внимания взрослого, чтобы тот оценил какие-либо результаты его деятельности.

В 7 лет происходит второй возрастной кризис: «кризис семи лет», на который наслаивается переход ребенка из детского сада в школу. Это ситуация, в которой человек должен быть готов к переходу на другой уровень отношений, на уровень правил. Школа – это свод правил. Соответственно, подготовка ребенка к такому переходу – это подготовка к жизни по правилам, что можно осуществить через игру с правилами.

7-13 лет – следующий период жизни человека. Для младшего школьника образец для подражания – сверстник, он важнее, чем учитель. Поэтому в начальной школе важно организовывать командную работу, учебное взаимодействие детей друг с другом. Роль взрослых в семье здесь заключается в том, чтобы поддержать ребенка, помочь ему, а не ругать за какие-либо школьные неуспехи.

Самый тяжелый возраст – это возраст старших подростков, с 13 до 16 лет. В этом возрасте обязательно должен пройти очередной возрастной кризис, когда маленький человек вдруг начинает ненавидеть всех взрослых людей и себя самого. Здесь еще в большей степени ребенку нужна поддержка взрослых, уважение, а не наказания.

С 17 лет, когда заканчивается переходный возраст, начинается поиск себя в профессии. Семья в этом возрасте может подсказывать, но не толкать человека, не решать за него. А школа должна помочь осмыслить и переосмыслить опыт.

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100