14 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
подведены итоги освоения программы курсовой подготовки.
Участниками обучающих мероприятий зафиксированы ключевые понятия начального общего образования: учебная деятельность в соответствии
с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина является ведущей в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность, по определению
А.Н. Леонтьева, - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой
человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками:
- внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее
значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает
учиться, играя;
- в ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное
мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление;
- от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно
в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей (каким
бывает рабочий, учитель и т.п.) а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с
ними свои действия.
В начале систематического обучения детей в школе учебной деятельности еще нет. Она еще должна здесь возникнуть, развиться
и оформиться. Поэтому формирование учебной деятельности есть одна из задач основной образовательной программы начального общего
образования.
В результате освоения программы повышения квалификации слушатели курсов продемонстрировали:
- знание и понимание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Законов и иных нормативных
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, ФГОС дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов,
в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента,
соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
- знание и понимание структуры основной образовательной программы начального общего образования, структуры и требований
к содержанию рабочей программы учебной дисциплины;
- знание и понимание основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
- знание и понимание видов и приемов современных педагогических технологий оценки образовательных результатов, требований
к способам осуществления контрольно-оценочной деятельности (внешней и внутренней);
- умение оценивать образовательную среду, образовательные результаты по заданным параметрам, формулировать на основе оценки
управленческие решения;
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- владение навыками реализации деятельностного подхода в обучении, положенного в основу реализации ФГОС начального общего
образования;
- понимание современных тенденций в области оценки качества образования;
- понимание необходимости новых представлений о результативности образования для повышения качества и образования в российской
школе и ее конкурентоспособности;
- знание наметившихся в современном образовании (российском и зарубежном) тенденций в сфере оценки результативности образовательных
программ;
- знание основных тенденций в разработке контрольно-измерительных материалов, направленных на оценку инновационной результативности
образования;
- понимание инновационных процессов в современном российском образовании в контексте модернизации образования;
- понимание основных типов управленческих решений на основании полученных данных о качестве образования в ходе оценочных
и мониторинговых процедур на уровне образовательной организации.
Иван ТРИФОНОВ
|