14 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
продолжилось изучение модуля программы «Воспитание и внеурочная деятельность – новые элементы российских образовательных
стандартов».
Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных
для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека
успешным в социуме социально, экономически и личностно.
Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации учитываются ее обладателем
наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и
знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические
ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:
- содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;
- установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;
- побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;
- информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной
основе);
- обучением навыкам общения и сотрудничества;
- поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
- расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
- формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся,
в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное
пространство).
Для достижения поставленных целей начального образования младший школьник имеет возможность в ходе реализации ООП решить следующие
задачи:
- освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;
- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел,
согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами
и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных
практиках;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои
мысли и чувства.
Для достижения запланированных результатов начального образования педагоги образовательной организации обязаны решить следующие
задачи:
- обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики,
конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
- способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создавать комфортные условия для своевременной
смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
- формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их
«присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные
на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной
работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
- создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и
способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);
- поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов
творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
- создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.
Для достижения педагогами и учащимися запланированных образовательных результатов администрация образовательной организации
должна решить следующие задачи:
- разработать современную модель учебного плана ступени, в котором обозначена не только учебная, но и внеучебные виды деятельности,
не только урочные, но и внеурочные формы организации образовательного процесса, включаю домашнюю самостоятельную работу учащихся;
- перейти на динамическое нелинейное расписание учебных и внеучебных занятий младших школьников;
- разработать локальную нормативно-правовую базу, обеспечивающую общие «правила игры» для всех участников образовательного
процесса;
- создать насыщенную информационно-образовательную среду, обеспечивающую переход начальной школы на современное качество
начального общего образования;
- разработать школьную систему оценки результатов и качество начального общего образования, ориентированную на формирующее
оценивание и оценку индивидуального прогресса в обучении младших школьников;
- создать такую систему стимулирующей части оплаты труда педагогов, которая была бы ориентирована на результативность в
деятельности педагогического коллектива;
- обеспечить непрерывное повышение квалификации членов педагогического коллектива через создание системы корпоративного
обучения, участия в различных педагогических и управленческих проектах.
Для того, чтобы цели основной образовательной программы были достигнуты родители учащихся должны решить для себя следующие
задачи:
- принять идеологию и «правила игры», описанные в рабочей ООП начального общего образования, став союзником и
активным участником реализации рабочей основной образовательной программы;
- способствовать своими действиями в домашних условиях формированию у младших школьников учебной самостоятельности, учебной
инициативы и учебной ответственности без навязывания своим детям прежних форм и способов обучения;
- принимать активное участие в разных видах продуктивной жизни младших школьников через совместную коллективно-распределенную
деятельность.
Иван ТРИФОНОВ
|