Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Аналитические материалы по итогам третьего дня обучения




14 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования продолжилось изучение модуля программы «Воспитание и внеурочная деятельность – новые элементы российских образовательных стандартов».

Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно.

Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:

  • содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;
  • установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;
  • побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;
  • информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе);
  • обучением навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
  • расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
  • формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

Для достижения поставленных целей начального образования младший школьник имеет возможность в ходе реализации ООП решить следующие задачи:

  • освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Для достижения запланированных результатов начального образования педагоги образовательной организации обязаны решить следующие задачи:

  • обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
  • способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создавать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
  • формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
  • создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);
  • поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
  • создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

Для достижения педагогами и учащимися запланированных образовательных результатов администрация образовательной организации должна решить следующие задачи:

  • разработать современную модель учебного плана ступени, в котором обозначена не только учебная, но и внеучебные виды деятельности, не только урочные, но и внеурочные формы организации образовательного процесса, включаю домашнюю самостоятельную работу учащихся;
  • перейти на динамическое нелинейное расписание учебных и внеучебных занятий младших школьников;
  • разработать локальную нормативно-правовую базу, обеспечивающую общие «правила игры» для всех участников образовательного процесса;
  • создать насыщенную информационно-образовательную среду, обеспечивающую переход начальной школы на современное качество начального общего образования;
  • разработать школьную систему оценки результатов и качество начального общего образования, ориентированную на формирующее оценивание и оценку индивидуального прогресса в обучении младших школьников;
  • создать такую систему стимулирующей части оплаты труда педагогов, которая была бы ориентирована на результативность в деятельности педагогического коллектива;
  • обеспечить непрерывное повышение квалификации членов педагогического коллектива через создание системы корпоративного обучения, участия в различных педагогических и управленческих проектах.

Для того, чтобы цели основной образовательной программы были достигнуты родители учащихся должны решить для себя следующие задачи:

  • принять идеологию и «правила игры», описанные в рабочей ООП начального общего образования, став союзником и активным участником реализации рабочей основной образовательной программы;
  • способствовать своими действиями в домашних условиях формированию у младших школьников учебной самостоятельности, учебной инициативы и учебной ответственности без навязывания своим детям прежних форм и способов обучения;
  • принимать активное участие в разных видах продуктивной жизни младших школьников через совместную коллективно-распределенную деятельность.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100