13 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
продолжилось изучение модуля программы «Основная образовательная программа – механизм реализации Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития
человека младшего школьного возраста и нацелена на:
- подготовку учащихся к обучению в основной школе;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
- овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском,
технологическом);
- формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической,
учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся
в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Достижение этих целей предполагает:
- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
- расширение опыта самостоятельного выбора;
- формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся,
в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное
пространство).
ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает
период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей)
ребенка – с более раннего возраста.
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность
во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели
(в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их
результат);
- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения
и длительной сосредоточенности, любовь к труду;
- эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих
чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие»,
которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей
деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.
Полноценным итогом начального развивающего обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления
с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной
школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.
Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5
(11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует
критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают реализовываться
силами специалистов педагогов начальной школы. Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый),
преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.
ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность
использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической
деятельности специалистов (учителей, психологов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
- учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
- индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных
источников);
- игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
- творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование
замысла и реализация социально значимых инициатив и другое);
- учебно–исследовательской деятельности;
- трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных
соревнованиях).
Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие
рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и так далее.
Иван ТРИФОНОВ
|