Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Аналитические материалы по итогам первого дня обучения




12 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования продолжилось изучение модуля программы «Образовательные результаты и качество образования: модели и механизмы оценивания».

Исходным элементом для развития системы оценки качества общего образования стало расширение требований и описание самих образовательных результатов, так как ФГОС задал только общую рамку требований к этим результатам без их развернутого описания, что затрудняет дальнейшие действия в рамках ФГОС.

Метапредметные образовательные результаты (ключевые компетентности) должны носить, по нашему мнению, сквозной образовательный характер и быть связаны с формированием у школьников универсальных общих способов действий/средств, которыми должен обладать человек по включению в современные процессы, а также в специфические человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие "лицо" современного мира и современной экономики.

Предметные образовательные результаты (учебно-предметные компетентности) должны носить операциональный, уровневый характер и представлять собой систему культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) предметных средств и способов действий, позволяющих школьнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях образования.

Личностные образовательные результаты (социальные компетентности) должны носить содержательно-деятельностный характер и быть связаны с приобретением школьниками социального опыта. Последний приобретается субъектом в собственной деятельности в контексте решения общественно-значимых задач, осознания своих социальных позиций и социальных коммуникаций. Такой опыт предполагает наличие способностей одновременно понимать, объяснять и действовать как в сфере определенной социальной компетентности, так и на межкомпетентностном уровне.

Качество общего образования предполагается понимать как совокупность таких образовательных результатов, которые обеспечивают возможность успешной социализации школьников. Характеристиками «качества» могут стать такие понятия, как «успешность», «мобильность», «социализация» ученика, а также «цена» образования.

Сформулированы основные принципы проектирования образовательных результатов для каждой конкретной образовательной организации в рамках основных образовательных программ по школьным ступеням. А именно:

  1. Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов.
  2. Уровневый характер предметных образовательных результатов.
  3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов.
  4. Качественный характер оценки личностных результатов.

Нужно сквозные (через все возраста) метапредметные результаты рассматривать через три линии: 1) умение учиться - учебная грамотность - образовательная компетентность; 2) умение взаимодействовать - коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность; 3) умение работать с информацией - информационная грамотность - информационная компетентность.

Уровневые предметные (через все предметы) результаты предлагаем рассматривать через три уровня: 1) умение действовать по образцу (репродуктивный уровень); 2) умение применять способ действия в аналогичной ситуации и аналитическая деятельность по структуре объекта (рефлексивный уровень); 3) умение преобразовывать способ действия под конкретную ситуацию вплоть до конструирования нового способа (функциональный уровень).

Личностные результаты рассматривать только через приобретения учащимися социального опыта в разных видах деятельности.

Основными аспектами оценки всех трех видов образовательных результатов определить:

  • самостоятельность как поиск или построение "опор" (помощников, средств) своего движения;
  • инициативу как вызов и преодоление границ или поля своего движения;
  • ответственность как способность, решение самого человека о моменте предъявления другому результатов своей работы. Ответственность - это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100