12 октября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
состоялось подведение итогов работы в межсессионный период.
Одним из результатов работы участников курсов повышения квалификации в межсессионный период стало оживленное обсуждение проекта
по классификации основных фаз учебного года.
Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей.
Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы: фаза
совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»); фаза постановки и решения учебных
задач года; рефлексивная фаза учебного года.
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь).
Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:
- дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном
году для дальнейшего обучения;
- провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть
утрачены в ходе летнего перерыва;
- создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.
Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся
и учителя:
- 1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;
- 2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе
данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;
- 3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;
- 4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.
Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля)
В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности
для полноценного освоения следующих действий и систем действий:
- инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой
для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных
по заданию;
- моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных
задач;
- самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;
- адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося
(автономная оценка);
- самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей
с использованием индивидуальных образовательных траекторий;
- содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная
дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
- самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);
- понимания устных и письменных высказываний.
Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля – май).
Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:
- определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу
учебного года;
- восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек
для каждого ученика класса (учениками);
- предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям,
школьному сообществу).
Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:
- 1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;
- 2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи;
- 3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.
Иван ТРИФОНОВ
|