14 октября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию
компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной
программой начального общего образования, состоялось подведение итогов освоения программы курсовой подготовки.
Участниками обучающих мероприятий зафиксированы ключевые понятия начального общего образования: учебная деятельность в соответствии
с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина является ведущей в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность, по определению
А.Н. Леонтьева, – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность,
которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками:
-внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее
значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени (так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает
учиться, играя);
-в ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы (в частности, в игре складываются образное
мышление, активное воображение, а в учении – отвлеченное логическое мышление;
-от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период (например, именно в
игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей (каким бывает
рабочий, учитель и т.п.), а с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои
действия).
В начале систематического обучения детей в школе учебной деятельности еще нет. Она должна здесь возникнуть, развиться и оформиться.
Поэтому формирование учебной деятельности – одна из задач основной образовательной программы начального общего образования.
В результате освоения программы повышения квалификации слушатели продемонстрировали:
-знание и понимание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, ФГОС дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования;
-способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов,
в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;
-готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента,
соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
-знание и понимание структуры основной образовательной программы начального общего образования, структуры и требований к содержанию
рабочей программы учебной дисциплины;
-знание и понимание основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
-знание и понимание видов и приемов современных педагогических технологий оценки образовательных результатов, требований к
способам осуществления контрольно-оценочной деятельности (внешней и внутренней);
-умение оценивать образовательную среду, образовательные результаты по заданным параметрам, формулировать на основе оценки
управленческие решения;
-готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
-владение навыками реализации деятельностного подхода в обучении, положенного в основу реализации ФГОС начального общего образования;
-понимание современных тенденций в области оценки качества образования;
-понимание необходимости новых представлений о результативности образования для повышения качества и образования в российской
школе и ее конкурентоспособности;
-знание наметившихся в современном образовании (российском и зарубежном) тенденций в сфере оценки результативности образовательных
программ;
-знание основных тенденций в разработке контрольно-измерительных материалов, направленных на оценку инновационной результативности
образования;
-понимание инновационных процессов в современном российском образовании в контексте модернизации образования;
-понимание основных типов управленческих решений на основании полученных данных о качестве образования в ходе оценочных и
мониторинговых процедур на уровне образовательной организации.
Итогом освоения программы повышения квалификации стали качественные изменения в профессиональных компетентностях руководителей
образовательных организаций:
-в контрольно-оценочной деятельности (оценка планов, программ, проектов, эффективности, результатов деятельности педагогов
и результатов обучения учащихся, владение инструментами эффективного контроля качества и его управлением, исследование причин
возникновения неуспеваемости и отчислений обучающихся, нарушений трудовой дисциплины и норм педагогической этики педагогических
работников, разработка рекомендаций по их предупреждению и устранению, организация мониторинга и оценка деятельности организации
в соответствии с изменениями внешней среды);
-в разработке программ и проектов (управление проектами, процессами, инициации инновационных проектов и программ, демонстрация
инновационных подходов при разработке программ и проектов; планирование изменений в организации, анализ выполнения проектов
и программ; стимулирование проявления инициативы у сотрудников);
-в разработке и реализации норм и стандартов (разработка корпоративных норм и стандартов и управление их изменениями; определение
этапов достижения установленных образовательных стандартов);
-в поиске и внедрении современных технологий (поиск, обучение и внедрение современных отечественных педагогических и образовательных
технологий, информационных технологий, технологий по совершенствованию организации педагогического труда, организации образовательного
процесса, по повышению конкурентоспособности услуг образовательной организации);
-в правовой сфере (инициация и разработка локальных нормативно-правовых актов организации, грамотное (инициативное) применение
законодательной базы в сфере образования для решение текущих задач организации, инициатива в организации юридических консультаций
по проблемным вопросам применения того или иного нормативного акта);
-в управлении разработками, ресурсами и командами (планирование ресурсов для выполнения задач образовательных программ и общешкольных
проектов; организация корпоративной системы непрерывного (повышение квалификации) образования сотрудников; создание эффективной
системы мотивации и стимулирования педагогов; командная система управления проектами и программами, поддержка создания насыщенной
эффективной образовательной среды организации).
Ксения Шлямова
|