14 октября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию
компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной
программой начального общего образования, состоялось знакомство с четвертым, заключительным модулем программы «Воспитание
и внеурочная деятельность – новые элементы российских образовательных стандартов».
По ходу работы были рассмотрены следующие вопросы:
-формирование образовательного пространства для организации внеурочной деятельности школьника;
-внеурочные формы учебной деятельности как необходимое условие формирования личности младшего школьника;
-взаимодействие с социальными партнерами по созданию образовательного пространства для организации внеурочной деятельности
младших школьников.
Слушатели составили тезисы по ключевым вопросам темы с дальнейшим экспертным обсуждением:
-«портфолио» младшего школьника: необходимость или формальная «модная» инициатива педагогов и администрации
школы;
-соотношение урочных и внеурочных форм учебной деятельности: как достичь оптимального соотношения. Как меняется образовательный
процесс при усилении роли внеурочных форм учебной деятельности. Способы мотивации учителей на внеурочные формы своей педагогической
деятельности;
-повышение качества метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся за счет увеличения роли внеурочных форм
учебной деятельности.
Илья Юртаев, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», обозначил слушателям различия видов и
форм деятельности младших школьников, место видов деятельности в образовательном пространстве начальной школы. Слушатели постарались
ответить на вопрос, как должны соотноситься разные формы учебной деятельности в рабочих учебных программах учителей начальных
классов.
Учебная деятельность – систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование
и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия, заложенных в учебных
предметных дисциплинах, курсах, модулях учебного плана образовательного учреждения.
Внеучебная деятельность– инициативные действия обучающихся, направленные на формирование и реализацию
индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности в рамках вариативной части учебного плана,
плана внеучебной (внеурочной) деятельности образовательного учреждения, а также в системе дополнительного образования за пределами
школы.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки внеучебных достижений школьников. Это один из современных методов
социализации учащихся. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития школьника,
для объективной оценки его уровня социальной готовности к продолжению образования в высшей школе.
Предметом оценки в ходе мониторинга внеучебной деятельности образовательного учреждения прежде всего должна стать комплексная
разновозрастная программа внеучебной деятельности школьников, где занятия и мероприятия проводятся в смешанных (разновозрастных)
группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Ксения Шлямова
|