13 октября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию
компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной
программой начального общего образования, состоялось знакомство с третьим модулем программы «Основная образовательная
программа: механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Участники познакомились со структурой основной образовательной программы, рассмотрели механизмы разработки, принятия и оценки
реализации основной образовательной программы начального общего образования. Были рассмотрены вопросы проектирования среды
современной школы и нормативно-правового обеспечения разработки основной образовательной программы.
Формирование основной образовательной программы (далее – ООП) ступени начального общего образования образовательным
учреждением требует выполнения ряда последовательных действий, которые можно сгруппировать в три этапа: подготовительный,
проектировочный и корректирующий.
Методологией ФГОС является системно-деятельностный подход в образовании. В самом Стандарте этот подход описан в общем виде,
поэтому есть опасность разных трактовок, а отсюда фактическое искажение этого подхода на практике. Деятельностный подход требует,
прежде всего, соблюдения следующих принципов в выборе и организации предметного содержания образования младших школьников:
-задачный принцип построения учебных предметных программ – введение детей в учебный предмет через общие принципы построения
этого предмета, который опирается на систему научных понятий (систему учебных задач); понимание направления движения в предмете
задает смысл этому движению;
-принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они
сами обнаруживают в процессе решения класса различных задач;
-принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием
которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;
-принцип самоконтроля и самооценки своих действий – содержание учебных предметов, организация образовательного процесса
направлены на формирование у младшего школьника контрольно-оценочной самостоятельности;
-принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно-распределенной деятельности соответствует
этапу освоения учениками способов действия;
-принцип полидеятельностного образовательного пространства – обучение организуется особым образом как переход от одного
вида деятельности к другому с использованием урочных и внеурочных форм этих видов деятельности, что позволяет педагогам закономерно
управлять темпами и содержанием личностного развития.
В новой редакции ФГОС начального общего образования основная образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы
начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Данный раздел включает: пояснительную
записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему
оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные
на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной
образовательной программы. Этот раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Ксения Шлямова
|