Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Аналитические материалы по итогам второго дня обучения




13 октября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования, состоялось знакомство с третьим модулем программы «Основная образовательная программа: механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Участники познакомились со структурой основной образовательной программы, рассмотрели механизмы разработки, принятия и оценки реализации основной образовательной программы начального общего образования. Были рассмотрены вопросы проектирования среды современной школы и нормативно-правового обеспечения разработки основной образовательной программы.

Формирование основной образовательной программы (далее – ООП) ступени начального общего образования образовательным учреждением требует выполнения ряда последовательных действий, которые можно сгруппировать в три этапа: подготовительный, проектировочный и корректирующий.

Методологией ФГОС является системно-деятельностный подход в образовании. В самом Стандарте этот подход описан в общем виде, поэтому есть опасность разных трактовок, а отсюда фактическое искажение этого подхода на практике. Деятельностный подход требует, прежде всего, соблюдения следующих принципов в выборе и организации предметного содержания образования младших школьников:

    -задачный принцип построения учебных предметных программ – введение детей в учебный предмет через общие принципы построения этого предмета, который опирается на систему научных понятий (систему учебных задач); понимание направления движения в предмете задает смысл этому движению;

    -принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения класса различных задач;

    -принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;

    -принцип самоконтроля и самооценки своих действий – содержание учебных предметов, организация образовательного процесса направлены на формирование у младшего школьника контрольно-оценочной самостоятельности;

    -принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно-распределенной деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия;

    -принцип полидеятельностного образовательного пространства – обучение организуется особым образом как переход от одного вида деятельности к другому с использованием урочных и внеурочных форм этих видов деятельности, что позволяет педагогам закономерно управлять темпами и содержанием личностного развития.

В новой редакции ФГОС начального общего образования основная образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Данный раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Этот раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Ксения Шлямова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100