Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Аналитические материалы по итогам первого дня обучения




12 октября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования, состоялось знакомство со вторым модулем программы «Образовательные результаты и качество образования: модели и механизмы оценивания».

В рамках данного модуля слушатели рассмотрели следующие вопросы:

    - управление качеством образования и его основная проблематика;

    - мониторинг образовательных результатов и качества общего образования.

Была изучена предлагаемая модель внутреннего мониторинга качества образования по реализации основной образовательной программы начального общего образования. В основу модели мониторинга положены фазы учебного года, в рамках которых описаны оценочные процедуры и инструменты, позволяющие иметь постоянные данные о состоянии образовательного процесса на всех ступенях образования. К таким оценочным процедурам относятся:

    1.«Прогностический тест»– оценочная процедура, которая проводится на «переходах» с одной ступени на другую (1, 5 классы). У данной процедуры главная цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Проводится это процедура в форме предметных и метапредметных проверочных работ. Определяется в работе не общий балл ученика, а оценивается освоение каждым учащимися определенных групп умений и способов/средств предметных действий. Поэтому используется исключительная критериальная шкала оценивания. При разработке контрольно-измерительных материалов может использоваться как знакомый, так и незнакомый учебный материал для учащихся. Подобная оценочная процедура предполагает право учащихся на выбор заданий для их выполнения, но не менее того количества, которое указано в инструкции к работе. Кроме этого, в ходе выполнения прогностического теста учащийся может сформулировать вопрос, запрос, оставить комментарии к тем заданиям, которые могут вызвать у них трудности в ходе решения.

    2.«Тест успешности»– оценочная процедура, которая проводится по итогам учебного года и относится к промежуточной аттестации школьников. Основная цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в освоении предметных и метапредметных образовательных результатов. Контрольно-измерительные материалы носят уровневый характер. Оценивание учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов (1 уровень – формальный, 2 уровень – рефлексивный, 3 уровень – функциональный). На основе полученных данных строится индивидуальный профиль учащихся, а также можно построить профиль класса, школы, муниципалитета, региона, Федерации. Главное в такой процедуре сравнение полученных результатов за прошедший учебный год. Контрольно-измерительные материалы разрабатываются под ключевые предметные понятия, которые освоены учащимися за время их обучения в школе, т.е. КИМ создаются с нарастающим эффектом (например, от 1 к 4 классу: от 2-х задач (6 заданий) в первом классе до 9 задач (27 заданий) в 4 классе). Данная оценочная процедура проводится на уровне образовательного учреждения силами его администрации.

    3.«Диагностический тест» – оценочная процедура, которая проводится в ходе изучения того или иного учебного предмета и напрямую связана с формирующим оцениваем в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной» диагностики освоения ключевых предметных способов учащимися с целью организации адресной коррекционной индивидуально-групповой работы со школьниками. Контрольно-измерительные материалы должны носить операциональный характер. Для оценки результатов подобных текстов может использоваться только бинарная шкала оценивания (да-нет, плюс-минус, 1-0 и т.п.). Общепринятая пятибалльная шкала из формирующего оценивания должна быть полностью исключена. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями и учащимися образовательного учреждения.

    4.«Образовательное событие»– оценочная процедура, которая проводится за пределами класса, урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские, художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главной целью такой процедуры является оценка сформированности у учащихся метапредметных и личностных образовательных результатов (тех, которые не могут быть оценены с помощью измерений). Например, коммуникативные компетентности. Оценка работы группы, каждого учащихся производится с помощью экспертов, которые помещаются в каждую малую группу. С помощью встроенного наблюдения и экспертных оценочных листов эксперт-наблюдатель описывает действия каждого участника группы в ходе решения предлагаемой задачи. Все содержательные оценки по каждому образовательному событию накапливаются, чтобы дать по окончанию ступени общую оценку сформированности ряда метапредметных и личностных образовательных результатов. Данная оценочная процедура может осуществляться силами самого образовательного учреждения в ходе образовательного процесса.

    5.«Внеучебные достижения» – оценочная процедура, которая может проводиться минимум в двух формах: портфолио и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель этой процедуры – сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы этой оценочной процедуры позволят каждому учащемуся представить для оценивания то, что он сам считает достойным публичной оценки. Подобная оценочная процедура позволяет «уравнять» в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных достижений.

Ксения Шлямова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100