В рамках данного модуля слушатели рассмотрели следующие вопросы:
Была изучена предлагаемая модель внутреннего мониторинга качества образования по реализации основной образовательной программы
начального общего образования. В основу модели мониторинга положены фазы учебного года, в рамках которых описаны оценочные
процедуры и инструменты, позволяющие иметь постоянные данные о состоянии образовательного процесса на всех ступенях образования.
К таким оценочным процедурам относятся:
1.«Прогностический тест»– оценочная процедура, которая проводится на «переходах»
с одной ступени на другую (1, 5 классы). У данной процедуры главная цель – определить уровень готовности учащихся к
обучению на следующей ступени. Проводится это процедура в форме предметных и метапредметных проверочных работ. Определяется
в работе не общий балл ученика, а оценивается освоение каждым учащимися определенных групп умений и способов/средств предметных
действий. Поэтому используется исключительная критериальная шкала оценивания. При разработке контрольно-измерительных материалов
может использоваться как знакомый, так и незнакомый учебный материал для учащихся. Подобная оценочная процедура предполагает
право учащихся на выбор заданий для их выполнения, но не менее того количества, которое указано в инструкции к работе. Кроме
этого, в ходе выполнения прогностического теста учащийся может сформулировать вопрос, запрос, оставить комментарии к тем заданиям,
которые могут вызвать у них трудности в ходе решения.
2.«Тест успешности»– оценочная процедура, которая проводится по итогам учебного года и относится
к промежуточной аттестации школьников. Основная цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в освоении
предметных и метапредметных образовательных результатов. Контрольно-измерительные материалы носят уровневый характер. Оценивание
учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов (1 уровень – формальный, 2 уровень
– рефлексивный, 3 уровень – функциональный). На основе полученных данных строится индивидуальный профиль учащихся,
а также можно построить профиль класса, школы, муниципалитета, региона, Федерации. Главное в такой процедуре сравнение полученных
результатов за прошедший учебный год. Контрольно-измерительные материалы разрабатываются под ключевые предметные понятия,
которые освоены учащимися за время их обучения в школе, т.е. КИМ создаются с нарастающим эффектом (например, от 1 к 4 классу:
от 2-х задач (6 заданий) в первом классе до 9 задач (27 заданий) в 4 классе). Данная оценочная процедура проводится на уровне
образовательного учреждения силами его администрации.
3.«Диагностический тест» – оценочная процедура, которая проводится в ходе изучения того или иного учебного
предмета и напрямую связана с формирующим оцениваем в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной»
диагностики освоения ключевых предметных способов учащимися с целью организации адресной коррекционной индивидуально-групповой
работы со школьниками. Контрольно-измерительные материалы должны носить операциональный характер. Для оценки результатов подобных
текстов может использоваться только бинарная шкала оценивания (да-нет, плюс-минус, 1-0 и т.п.). Общепринятая пятибалльная
шкала из формирующего оценивания должна быть полностью исключена. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями
и учащимися образовательного учреждения.
4.«Образовательное событие»– оценочная процедура, которая проводится за пределами класса,
урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские,
художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главной целью такой
процедуры является оценка сформированности у учащихся метапредметных и личностных образовательных результатов (тех, которые
не могут быть оценены с помощью измерений). Например, коммуникативные компетентности. Оценка работы группы, каждого учащихся
производится с помощью экспертов, которые помещаются в каждую малую группу. С помощью встроенного наблюдения и экспертных
оценочных листов эксперт-наблюдатель описывает действия каждого участника группы в ходе решения предлагаемой задачи. Все содержательные
оценки по каждому образовательному событию накапливаются, чтобы дать по окончанию ступени общую оценку сформированности ряда
метапредметных и личностных образовательных результатов. Данная оценочная процедура может осуществляться силами самого образовательного
учреждения в ходе образовательного процесса.
5.«Внеучебные достижения» – оценочная процедура, которая может проводиться минимум в двух формах: портфолио
и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель этой процедуры
– сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы
этой оценочной процедуры позволят каждому учащемуся представить для оценивания то, что он сам считает достойным публичной
оценки. Подобная оценочная процедура позволяет «уравнять» в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных
достижений.