Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Установочное сообщение




16 августа 2016 года в Якутске в рамках курсов повышения квалификации по программе ДПО «Развитие педагога открытой школы» состоялось установочное сообщение.

В сообщениях Романа Селюкова, первого заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика», Елены Осиповой, заместителя директора по науке Института проблем образовательной политики «Эврика» и Владимира Бацына, начальника отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» сквозь призму основной тематики программы представлено видение стратегии развития региональной системы образования.

Были рассмотрены специфические задачи уровней образования.

Сверхзадача образования – это становление воспитанника как субъекта собственной деятельности. Не только учебной, даже не только образовательной, а если так можно выразиться, «цельно-человеческой»: личностно наш «субъект» един, и обретение им своей самоценной и уникальной целостности – как раз и составляет эту сквозную сверхзадачу.

Некоторые люди представляют ребенка этакой эстафетной палочкой, передаваемой из семьи в детский сад, а оттуда – дальше по школьным уровням. Но этот образ принципиально не годится.

Во-первых – и главных – ребенок не пассивная «палочка». И не сосуд, и не tabularasa. На ранних этапах развития это существо, находящееся в беспрерывном, но еще не осмысленном поиске того же самого, что постепенно будет принимать всё более осмысленный характер, – поиске себя, своей идентичности. Дошкольный возраст – бурный старт этого процесса. И уже на этом старте, в немногие младшие годы в детской психике возникают важнейшие новообразования, неразвитость которых невозможно компенсировать уже никогда никакими тренингами. Только в игровой детской деятельности человек получает шанс приобретения опыта смены ролей, опыта «быть другим», опыта «стать на место другого человека». Именно в детских играх рождаются (или не рождаются) чувства вины и стыда, сострадания и справедливости, добросердечия и великодушия. Равно как злости и зависти, жадности и жестокосердия. В этом возрасте ребенок живет играя. Играя всюду и постоянно – и дома, и в детском саду. Ему нужно успеть наиграться. Человеку, не наигравшемуся в детстве (как и недолюбленному) будет трудно всю жизнь. Детство существует не для «подготовки к школе», оно самоценно. Пусть детство останется пожизненным кладезем ярчайших впечатлений, бескорыстным и радостным открытием и испытанием природы, временем безоблачного счастья. А если малыши незаметно для себя выучатся читать, если для них станут близкими имена великих художников и композиторов, если на домашней полке навсегда поселятся поделки, дороже которых ничего нет, – значит, всё совсем хорошо.

Детство – это время самого органичного соединения двух образовательных программ – изначальной семейной и детсадовской, принимающей домашнего ребенка. Политическая задача дошкольной организации – увлечь и вовлечь родителей в общую в воспитателями работу, начиная с заинтересованного обсуждения образовательной программы и ее результатов для сына или дочери и кончая мобилизацией ресурсов семьи (интеллектуальных, социокультурных и многих других, а отнюдь не только материальных) в интересах развития той образовательной среды, в которой ребенок проводит, возможно, самое интересное время.

И если уж вспомнить об эстафетной палочке, то ей нужно уподобить родителей, которые, согретые заботливыми ладонями детского сада, уже мечтают найти таких же союзников в лице школьных учителей.

Начальная и средняя школа – это те годы, когда постепенно происходит полноценное становление подростковой субъектности. Отношения между школой и учеником становятся всё более индивидуализированными. Это эпоха проб, эпоха смены ведущей деятельности с учебной на образовательную в полном смысле этого слова. Идет бурный процесс позиционирования себя во всем многообразии социокультурных отношений, начинают брезжить контуры тех ориентиров, которые чуть позже выкристаллизуются в предпрофессиональные интересы. Именно в этот момент (в 13-14-15 лет) на повестку дня выходит формирование индивидуальной образовательной программы. Фактически наступает пора завершения общего для всех учеников (тотального по учебному содержанию) образования и на первый план выходит собственная образовательная траектория, которая к завершению школьного образования превращается в доминирующую, а нередко в магистральную линию жизни.

Чем же в недалеком будущем будет принципиально отличаться ученик старшего подросткового возраста от своего нынешнего сверстника? Прежде всего, тем, что из получающего образование, которое ему дают, он превратится в берущего то образование, которое ему нужно. Качество подготовки к разного рода испытаниям типа ГИА или ЕГЭ (совершенно не уверена, что в 2030 году сохранятся их аналоги) станет в первую голову заботой его, а не учителя. Да и учителя-то в привычном виде вряд ли в старшей школе сохранятся. Тьютор, консультант, самостоятельный поиск, самостоятельная работа во «вполне взрослых» образовательных пространствах (библиотеках и медиатеках, лабораториях и мастерских, в сетевых программах и проектах) под руководством специалистов-профессионалов – вот, видимо, будущая реальность для старшеклассников, которые сегодня лежат в пеленках или делают первые шаги.

Такова общемировая перспектива. Но чтобы успеть вписать в столь глубокую трансформацию нашу систему образования, нужно осознать краткость времени, отпущенного нам на переход. Причем осознать это в равной степени должно всё общество. А в первую очередь, конечно, сами учителя и воспитатели, сами работники системы образования. И не нужно утешать себя тем, что к тому времени в школу придут другие, моложе и лучше нас. Если мы не начнем меняться сегодня, они через пятнадцать лет не появятся – ведь наши профессиональные преемники уже рядом с нами, в детских садах и начальных классах. И они не захотят идти в образование, если мы не начнем открывать им перспективу, не начнем на их глазах и с их прямым участием перестраивать всю систему отношений, весь школьный уклад.

Без этого опыта мы, учителя и управленцы, никогда не сможем почувствовать себя субъектами собственной деятельности, а значит, не сможем явить ученикам пример такого отношения к делу. Несвободный учитель не может воспитать свободного ученика.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100