Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Установочное сообщение




16 августа 2016 года в Якутске в рамках курсов повышения квалификации по программе ДПО «Содержание образования открытой школы» состоялось установочное сообщение.

В сообщениях Романа Селюкова, первого заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика», Елены Осиповой, заместителя директора по науке Института проблем образовательной политики «Эврика» и Владимира Бацына, начальника отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» сквозь призму основной тематики программы представлено видение стратегии развития региональной системы образования.

Основная идея Открытой школы – индивидуализация, которая будет реализовываться на всех ступенях и составляющих системы образования.

Принципы Открытой школы:

  • Открытое планирование обучения – активное участие обучающихся в формировании собственной индивидуальной образовательной программы посредством образовательных проб.
  • Свобода выбора времени и темпа обучения.
  • Свобода в выборе места обучения – обучающиеся могут самостоятельно выбирать, где обучаться по индивидуальному блоку образовательной программы.
  • Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

В дошкольном образовании проявлена необходимость в реализации проекта «Детский сад без границ», идеи которого ранняя актуализация индивидуальных способностей детей в условиях предоставления им свободы выбора деятельности и разработки индивидуального образовательного маршрута, учет потребностей родителей и формирования тесной взаимосвязи: дети - родители - педагоги - наука - общественность. Детский сад будет образовательным пространством, где образование ребенка задается в не конкретном дошкольном образовательном учреждении заданной в нем учебной программой, а разнообразными образовательными возможностями и их определенной соорганизацией. Проект подчёркивает смену дискурса в области дошкольного образования: переход от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование». Также усилия будут направлены на создание современной инфраструктуры детского сада, в том числе с привлечением частных инвесторов.

Проявлена была необходимость реализации проекта «Обеспечение раннего развития детей». Предполагается внедрение вариативных форм дошкольного образования:

  • Центр поддержки семейного воспитания;
  • Консультативно-методические центры;
  • Служба ранней помощи;
  • Центр игровой поддержки ребенка.

Данный проект подразумевает перевод отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения из статуса «потребитель услуг – предоставление услуг» в статус «коалиция субъектов образования и воспитания»; реализацию на практике индивидуального подхода в воспитании и развитии детей через использование технологий и методик раннего развития детей М.Монтессори, Г.Доман, Тюленева, Н.А. Зайцева, Никитиных, Воскобович и т.д.; развитие детей с внутриутробного периода, через организацию психолого-педагогического сопровождения матерей.

Кроме этого, необходимо привлечь частные инвестиции и создать условия для развития негосударственного сектора. Этого можно достичь, если путем выделения финансовых нормативов и компенсаций будет сохранена бесплатность для граждан. Условиями могут стать: предоставление частным садам субвенций в объеме финансового норматива (и на фонд оплаты труда, и на содержание здания, и на учебные расходы), снятие коррупционных барьеров при выделении участков, при прохождении проектно-сметной документации и при лицензировании, а параллельно – условная аренда для предоставления готовых помещений и минимизация проверок.

Принцип индивидуализации образования в школьный период жизни ребенка предполагает реализацию Проекта «Интеграция дополнительного, общего и профильного образования». Ядром образования будет дополнительное образование, как условие построения индивидуальных образовательных программ обучающихся в старшей школе. Образовательные функции будут выполнять не только традиционные институты, но и любой другой элемент социокультурной среды (информальное образование). Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования будут интегрированы в единое образовательное пространство. В целях профессионального самоопределения обучающихся будет совершенствована профориентационная работа. Будет внедрено информальное дополнительное образование в открытом образовательном пространстве, объединяющее в себе формальное и неформальное дополнительное образование в открытом, доступном информационном пространстве. Включает: обновленное содержание, отвечающее современным требованиям (в том числе, качественно обновленные программы); привлечение ресурсов (в том числе, кадровых, финансовых, информационных и др.); качественный менеджмент (руководитель новой формации – эффективный менеджер). Основной становится идея «Учиться и развиваться – исследуя, трогая, творя, создавая». Будут реализованы следующие основные направления:

Привлечение детей к дополнительному образованию с 3-х лет. С учетом выявленных склонностей, способностей – ранняя профилизация, развитие мотивации к обучению и творчеству. В этот период дополнительное образование становится основой, ядром всей системы образования ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории.

Внедрение новой интерактивной развивающей среды – например, через создание Парков открытых студий – набора открытых разновозрастных студий. Состав студий меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

Создание равных возможностей для обучения, развития и социализации детей «Свой среди своих» через создание Сертификационных центров, где каждый ребенок может подтвердить освоение сертифицированных дополнительных образовательных общеразвивающих и предпрофессиональных программ. Для этого будет создан республиканский межведомственный УМС по экспертизе (сертификации) дополнительных образовательных программ на базе РЦРДО и ДД и введено республиканское свидетельство (сертификат) об освоении сертифицированных дополнительных образовательных программ.

Следующая идея – дополнительное образование детей как фактор развития местных сообществ, которая предполагает актуализацию местных промыслов, традиций, обычаев и культурных особенностей для развития местных сообществ и трансляции в открытое культурно-образовательное пространство через:

  • Изучение и актуализацию местных промыслов, традиций, обычаев и культурных особенностей.
  • Обучение и подготовку кадров (при необходимости, привлечение народных мастеров-носителей традиционной культуры, традиционных народных промыслов).
  • «Брендирование» (создание и развитие «своего», узнаваемого бренда) местных промыслов, традиций, обычаев и культурных особенностей.
  • «Монетизацию» деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Будут развиваться открытые («потребностные») модели профильного обучения (дуальное, агропрофилированное, кочевая школа и др.). Будут разработаны действенные механизмы повышения заинтересованности работодателей в обучении школьников (формы поддержки).

Может быть создана Сеть инновационных школ Главы Республики Саха (Якутия). Цель этих школ – превратиться в «школу как единую гуманитарную инфраструктуру – умный город»; перевести систему образования в новый образовательный уклад, ориентированный на формирование способностей и развитие личности, укрепление связей образования, науки и производства, долгосрочных инвестиций.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100