Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Подведение итогов




24 сентября 2016 года по итогам проведения очной части обучения участники курсов повышения квалификации представили варианты тезисов относительно повышения качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в виде текста обращения к профессиональному педагогическому сообществу Республики от имени представителя экспертного сообщества.

«Мы живем в быстроменяющемся мире. Это утверждение может звучать тривиально, но для системы образования оно имеет исключительно важное значение. Именно быстрота и глубина перемен породила острейший кризис практически во всех системах образования мира. Суммарно все эти перемены получили название «глобализация». Для нас, работников образования, это означает, в конечном счете, простую мысль: впервые в истории в открытую конкуренцию выходит не государство с его экономикой, не университеты или промышленные предприятия, а конкретные люди, стоящие у станков, командующие производством, принимающие решения. 21 век – это век самореализующихся личностей.

Природа кризиса, возникшего в мировом образовании, лежит в противоречии между двумя принципиально разными стратегиями: либо школа помогает человеку найти себя и обрести индивидуальность как важнейшее конкурентное преимущество, либо она воспитывает его как равнодушного исполнителя, осуществляющего чужие цели.

И пусть нам не дано знать, как именно будет выглядеть мир к 2030 году. Фантасты и прогнозисты дают различные сценарии – от резко негативного до восторженно идеального. В мои задачи не входит их анализ. Но как человек, относящий себя к историческим оптимистам, я предлагаю исходить из того, что наши нынешние и будущие выпускники будут жить в обществе, высшей ценностью которого будут они сами – социально-ответственные, умные и талантливые люди.

Поэтому ведущей задачей системы образования я вижу организацию условий, способствующих достижению этой цели.

Что здесь главное? Главное – достичь такого качества общего образования, чтобы к 17 годам каждый юноша и каждая девушка обладали способностью к самоопределению (гражданскому, профессиональному), к саморазвитию, самообразованию, - ко всему тому, что Пушкин называл «самостоянием человека». Только такие люди смогут составить общество саморазвивающееся, самоорганизующееся, способное выдвигать гражданские инициативы и вступать в диалог с государством в интересах их реализации.

Но чтобы это случилось, ребенок, находящийся в системе образования, должен приобретать опыт деятельностей, развивающих в нем соответствующие компетенции. С этой точки зрения, у нас уже есть неплохой задел. В предшествующие годы мы хорошо поработали по таким направлениям, как становление государственно-общественных форм управления образованием, поддержка развития различных педагогических инициатив, а в самое последнее время мы начали внедрение нового образовательного стандарта…

Но совершенно очевидно, что постановка такой задачи неизбежно влечёт очень серьезные изменения всех условий и факторов определяющих жизнь системы общего образования. Это относится как к объективным, так и субъективным аспектам. И смею утверждать, что субъективные сложности многократно превышают объективные.

Сразу назову главную из них: это – превращение наших учеников – в субъектов собственной деятельности. Что это значит? Это значит, что к 14-15 годам мальчики и девочки, пришедшие в нашу систему младшими дошкольниками, должны стать людьми способными к рефлексии оснований своих поступков, сознающих личностную ценность своего образования, уже готовых к сознательному и ответственному обсуждению своей индивидуальной образовательной программы. Они уже чувствуют свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и дефициты, свои образовательные интересы и потребности. Они уже позиционируют себя как члены социума, критически и заинтересованно включаясь в новые для себя социокультурные связи.

Речь идёт о крайне амбициозном вызове для всех нас: сможем ли мы осмыслить содержание общего среднего образования как тонкий инструмент социализации наших учеников, включение их в культуру, понимаемую не только как наследие и достояние, но и как процесс свободного развития и творчества во всех социально позитивных видов деятельности. Решить такую задачу по силам только учителям, которые сами обладают высокой человеческой и профессиональной культурой.»

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100