24 сентября 2016 года по итогам проведения очной части обучения участники курсов повышения квалификации представили
варианты тезисов относительно повышения качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия) в виде текста обращения к профессиональному педагогическому сообществу Республики от имени представителя экспертного
сообщества.
«Мы живем в быстроменяющемся мире. Это утверждение может звучать тривиально, но для системы образования оно имеет исключительно
важное значение. Именно быстрота и глубина перемен породила острейший кризис практически во всех системах образования мира.
Суммарно все эти перемены получили название «глобализация». Для нас, работников образования, это означает, в конечном
счете, простую мысль: впервые в истории в открытую конкуренцию выходит не государство с его экономикой, не университеты или
промышленные предприятия, а конкретные люди, стоящие у станков, командующие производством, принимающие решения. 21 век –
это век самореализующихся личностей.
Природа кризиса, возникшего в мировом образовании, лежит в противоречии между двумя принципиально разными стратегиями: либо
школа помогает человеку найти себя и обрести индивидуальность как важнейшее конкурентное преимущество, либо она воспитывает
его как равнодушного исполнителя, осуществляющего чужие цели.
И пусть нам не дано знать, как именно будет выглядеть мир к 2030 году. Фантасты и прогнозисты дают различные сценарии –
от резко негативного до восторженно идеального. В мои задачи не входит их анализ. Но как человек, относящий себя к историческим
оптимистам, я предлагаю исходить из того, что наши нынешние и будущие выпускники будут жить в обществе, высшей ценностью которого
будут они сами – социально-ответственные, умные и талантливые люди.
Поэтому ведущей задачей системы образования я вижу организацию условий, способствующих достижению этой цели.
Что здесь главное? Главное – достичь такого качества общего образования, чтобы к 17 годам каждый юноша и каждая девушка
обладали способностью к самоопределению (гражданскому, профессиональному), к саморазвитию, самообразованию, - ко всему тому,
что Пушкин называл «самостоянием человека». Только такие люди смогут составить общество саморазвивающееся, самоорганизующееся,
способное выдвигать гражданские инициативы и вступать в диалог с государством в интересах их реализации.
Но чтобы это случилось, ребенок, находящийся в системе образования, должен приобретать опыт деятельностей, развивающих в нем
соответствующие компетенции. С этой точки зрения, у нас уже есть неплохой задел. В предшествующие годы мы хорошо поработали
по таким направлениям, как становление государственно-общественных форм управления образованием, поддержка развития различных
педагогических инициатив, а в самое последнее время мы начали внедрение нового образовательного стандарта…
Но совершенно очевидно, что постановка такой задачи неизбежно влечёт очень серьезные изменения всех условий и факторов определяющих
жизнь системы общего образования. Это относится как к объективным, так и субъективным аспектам. И смею утверждать, что субъективные
сложности многократно превышают объективные.
Сразу назову главную из них: это – превращение наших учеников – в субъектов собственной деятельности. Что это
значит? Это значит, что к 14-15 годам мальчики и девочки, пришедшие в нашу систему младшими дошкольниками, должны стать людьми
способными к рефлексии оснований своих поступков, сознающих личностную ценность своего образования, уже готовых к сознательному
и ответственному обсуждению своей индивидуальной образовательной программы. Они уже чувствуют свои сильные и слабые стороны,
свои преимущества и дефициты, свои образовательные интересы и потребности. Они уже позиционируют себя как члены социума, критически
и заинтересованно включаясь в новые для себя социокультурные связи.
Речь идёт о крайне амбициозном вызове для всех нас: сможем ли мы осмыслить содержание общего среднего образования как тонкий
инструмент социализации наших учеников, включение их в культуру, понимаемую не только как наследие и достояние, но и как процесс
свободного развития и творчества во всех социально позитивных видов деятельности. Решить такую задачу по силам только учителям,
которые сами обладают высокой человеческой и профессиональной культурой.»
Иван ТРИФОНОВ
|