16 сентября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
состоялось знакомство с четвертым модулем программы «Воспитание и внеурочная деятельность – новые элементы российских
образовательных стандартов».
Дети могут осуществлять разные виды деятельности: учебную и внеучебные (проектную, исследовательскую, организационную, художественную
и т.п.). У каждого вида деятельности могут быть разные формы: урочные и внеурочные формы (экскурсия, мастерская, образовательное
путешествие, соревнование, ролевая игра и т.п.).
Учебная деятельность – систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование
и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия, заложенных в учебных
предметных дисциплинах, курсах, модулях учебного плана образовательного учреждения.
Внеучебная деятельность – инициативные действия обучающихся, направленные на формирование и реализацию индивидуальных
склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности в рамках вариативной части учебного плана, плана внеучебной
(внеурочной) деятельности образовательного учреждения, а также в системе дополнительного образования за пределами школы.
Урок – спланированная и организованная форма организации коллективно-распределенной деятельности обучающихся в соответствии
с учебным планированием предмета, дисциплины, курса, модуля.
Внеурочные занятия – формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся
с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых
компетентностей и практического опыта школьников.
Учебные достижения обучающихся – образовательные результаты выполнения учебного плана образовательного учреждения.
Внеучебные достижения школьников – образовательные результаты, полученные детьми за пределами учебного плана образовательного
учреждения.
Таким образом, под внеучебными достижениями обучающихся понимается приобретение ими личного опыта успешной образовательной,
профессиональной и иной социально значимой деятельности в рамках:
- реализации индивидуальных и групповых образовательных творческих проектов (работ), не предусмотренных соответствующими
учебными предметными программами в качестве обязательных;
- освоения дополнительных образовательных программ по выбору обучающихся в рамках образовательного учреждения;
- деятельности органов самоуправления, предусмотренных уставом школы, детских и подростковых организаций, действующих в
школе, а также созданных этими органами самоуправления (организациями) комитетов, комиссий, рабочих групп и иных формирований;
- образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (школах, студиях, клубах и др.) независимо от
их ведомственной принадлежности и места нахождения.
Кроме того, к внеучебным достижениям школьников можно отнести участие в олимпиадах, конкурсах, художественных выставках выше
школьного уровня; победа в олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях, форумах,
выездных школах и лагерях; авторские публикации в изданиях выше школьного уровня; личную трудовую деятельность, получившую
отражение во внешней среде; авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение; успешное прохождение социальной
и профессиональной практики; эффективное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления; получение
грантов, стипендий, премий, общественных наград; лидирование в рейтингах и т.п.
Исходя из выше перечисленного, внеучебная деятельность школьников протекает не только в пространстве школы, но и за её пределами;
это может быть художественная, музыкальная, спортивная школа, детская общественная организация или участие в других менее
формализованных проектах.
Портфолио – есть способ фиксирования, накопления и оценки внеучебных достижений школьников. Это один из современных
методов социализации учащихся. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития школьника,
для объективной оценки его уровня социальной готовности к продолжению образования в высшей школе.
Внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности в урочной
и внеурочной формах), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В соответствии с ФГОС ООО, школьного учебного (образовательного) плана (раздел 3) организация занятий по направлениям внеучебной
(внеурочной) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность,
используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Воспитательные результаты внеучебной деятельности подростков распределяются по трем уровням:
- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями во внеучебной деятельности
как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности
в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,
школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых
людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает
о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия
приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданского общества. Очевидно,
для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами
школы, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеучебной деятельности своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т.е. ряд
содержательно и структурно близких форм).
Иван ТРИФОНОВ
|