15 сентября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
состоялось знакомство с третьим модулем программы «Основная образовательная программа механизм реализации Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
Методологией ФГОС является системно-деятельностный подход в образовании. К сожалению, в самом Стандарте этот подход описан
в общем виде, поэтому есть опасность разных трактовок этого подхода, а отсюда фактическое искажение этого подхода на практике.
Деятельностный подход требует прежде всего соблюдения следующих принципов в выборе и организации предметного содержания образования
младших школьников:
- задачный принцип построения учебных предметных программ – введение детей в учебный предмет через общие принципы
построения этого предмета, который опирается на систему научных понятий (систему учебных задач); понимание направления движения
в предмете задает смысл этому движению;
- принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета
они сами обнаруживают в процессе решения класса различных задач;
- принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием
которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;
- принцип самоконтроля и самооценки своих действий – содержание учебных предметов, организация образовательного процесса
направлена на формирование у младшего школьника контрольно-оценочной самостоятельности;
- принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно-распределенной деятельности
соответствует этапу освоения учениками способов действия;
- принцип полидеятельностного образовательного пространства - обучение организуется особым образом – как переход от
одного вида деятельности к другому с использованием урочных и внеурочных форм этих видов деятельности, что позволяет педагогам
закономерно управлять темпами и содержанием их личностного развития.
Однако, апробация новой модели опросника педагогов для мониторинга ФГОС НОО в 2012 году показала, который направлен на то,
чтобы выяснить, насколько образовательный процесс претерпевает изменения, начинает отвечать требованиям ФГОС, в том числе
реализации системно-деятельностного подхода в практике.
Практика первого года реализации Стандарта и апробация опросника показала, что большая часть учителей начальных классов не
разводят такие понятия как «обучение» и «учебная деятельность». Наибольшие затруднения вызвали вопрос,
связанные с такими учебными действиями, как «постановка учебной задачи» (путаются такие понятия как «практическая
и учебная» задачи), «моделирование» (отличие схемы, чертежа от модели), «контроль и оценка» (где
контрольно-оценочные действия учителя, а где контрольно-оценочные действия ученика; не разводятся понятия «контроль»
и о»оценка»; «проверка» и «контроль» рассматриваются как термины-синонимы). Особое место в опроснике
занимает место формам организации образовательного процесса. Вывод напрашивается простой: развитие УУД только традиционными
репродуктивными формами обучения невозможно. В практике работы учителя начальных классов существует «имитация» современных
способов и форм деятельности. И эту «имитацию» провоцируют сама администрация школы, так как не создают для учителя
необходимых условий, в которых активные способы и формы образовательного процесса могли бы раскрыться в полной мере (наличие
традиционного базисного учебного плана, линейного расписания, преобладание классно-урочной системы, отсутствие помещений и
необходимого оборудования). Нужны новые деятельностные формы обучения, новые формы учебной деятельности, которые обеспечивались
бы новой моделью учебного плана (включение в учебный плане внеурочных форм учебной деятельности, видов внеучебных видов деятельности,
отказ от распределение часов в учебном плане по учебным неделям; наличие нелинейного, динамического расписания учебных и внеучебных
занятий; наличие образовательных пространств для работы в малых группах и индивидуально, наличие информационно-образовательной
среды со скоростным Интернетом и т.п.) Учитель, не владеющий и не имеющий возможностей организации деятельностных форм обучения,
не сможет создать условий формирования УУД учеников. Наличие интерактивных досок, проекторов, ноутбуков в классе это необходимое,
но недостаточное условие для реализации системно-деятельностного подхода в образовательного процессе. Пока большая часть современного
оборудования в классе используются исключительно как современные технические средства обучения.
Учебный (образовательный) план образовательного учреждения должен стать механизмом реализации ООП. Для этого при конструировании
учебного (образовательного) плана необходимо учитывать основные базовые показатели и соотношения между отдельными частями
ООП.
Прежде всего, необходимо отметить, что в ФГОС НОО представлены только требования к образовательным результатам. Описание самих
образовательных результатов произведено только в примерной основной образовательной программе начального общего образования
. Однако этот документ не является нормативным, поэтому появляется риск «двойных стандартов». Отсюда, получается,
что на самом деле нет нормативного документа в РФ, где были бы описаны образовательные результаты. Отсюда каждая школа, также
как и авторы примерной ООП, по-разному могут трактовать образовательные результаты. И это главный риск – разное толкование
образовательных результатов разными субъектами образования. Более того, предлагаемые в примерной ООП, описание образовательных
результатов достаточно громоздки и в таком виде вряд ли выполнимы большей частью младших школьников.
Иван ТРИФОНОВ
|