14 сентября 2016 года в Хельсинки в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный
образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования
состоялось знакомство с первым и вторым модулями программы «Основы законодательства Российской Федерации в области образования.
ФГОС как система требований к организации образовательного процесса в современной школе» и «Образовательные результаты
и качество образования: модели и механизмы оценивания».
Перед началом разработки своей ООП НОО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать
для образовательного учреждения данная программа? Необходимо, чтобы ООП стала не «программой программ» (именно так
прочитывается структура ООП в тексте самого Стандарта), а программой действий всех субъектов образовательного процесса определенной
ступени школьного образования, направленных на достижение качественных результатов современного образования.
Для этого обозначен ряд принципиальных позиций по разработке и реализации ООП начального общего образования. Прежде всего,
ООП начального общего образования должна опираться на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает
период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей)
ребенка – с более раннего возраста.
Основными характеристиками личностного развития, возникающими на протяжении младшего школьного возраста являются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность
во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные
навыки и компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе
их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
- выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного
умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет
проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует
на эмоции учителя);
- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие»,
которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной
для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны
проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
В связи с тем, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, то и ООП начального образования должна строиться
в этой же парадигме, согласно которой на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая
методическим обеспечением каждого педагогического действия, должны соблюдаться следующие условия:
- понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
- способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в
виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
- присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных
форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности.
- создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный
мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет
образованием.
Для реализации системно-деятельностного подхода ООП начальной ступени школьного образования целесообразно реализовывать в
рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу
(или в другой день недели) дополнительной образовательной программы, внеучебных видов деятельности или внеурочных форм организации
образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.
Иван ТРИФОНОВ
|