Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Аналитические материалы по итогам третьего дня обучения




16 сентября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования состоялось знакомство с четвертым модулем программы «Воспитание и внеурочная деятельность – новые элементы российских образовательных стандартов».

Лекционный блок начался с выступления Натальи Шадриной, заместителя директора института проблем образовательной политики «Эврика». В дистанционном режиме в работе сессии приняли участники из Дрездена, Геттингена, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне.

Образовательный процесс может осуществляться в форме учебной и внеучебной деятельности. Структура образовательного событияопределяется исходя из желаемых результатов и содержательных линий, заявленных в ООП. Это может быть экскурсия, мастерская, образовательное путешествие, соревнование, ролевая игра и т.п. Выбор формы также зависит от мастерства самого педагога. В этом смысле одной из ключевых задач руководителя является поддержка педагогических инициатив и создание условий для их проявления. Необходим постоянный анализ и оценка деятельности педагогов. Для целостной реализации ООП очень важно, чтобы персонал понимал свою роль в образовании и воспитании, основные цели и результаты ООП.

Одной из задач педагогов является планирование различных видов активности и создание среды с учетом как типичных поведенческих стереотипов детей, так и различных содержательных ориентаций программы.

Напомним основные отличия видов образовательной деятельности. Учебная деятельность – систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия, заложенных в учебных предметных дисциплинах, курсах, модулях учебного плана образовательного учреждения.

Внеучебная деятельность – инициативные действия обучающихся, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности в рамках вариативной части учебного плана, плана внеучебной (внеурочной) деятельности образовательного учреждения, а также в системе дополнительного образования за пределами школы.

Урок – спланированная и организованная форма организации коллективно-распределенной деятельности обучающихся в соответствии с учебным планированием предмета, дисциплины, курса, модуля.

Внеурочные занятия – формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.

Учебные достижения обучающихся – образовательные результаты выполнения учебного плана образовательного учреждения.

Внеучебные достижения школьников – образовательные результаты, полученные детьми за пределами учебного плана образовательного учреждения.

Таким образом, под внеучебными достижениями обучающихся понимается приобретение ими личного опыта успешной образовательной, профессиональной и иной социально значимой деятельности в рамках:

  • реализации индивидуальных и групповых образовательных творческих проектов (работ) по собственной инициативе (т. е. не являющихся обязательными в рамках изучения предмета);
  • освоения дополнительных образовательных программ по выбору обучающихся в рамках образовательного учреждения;
  • деятельности органов самоуправления, предусмотренных уставом школы, детских и подростковых организаций, действующих в школе (в том числе комитетов, комиссий, рабочих групп и иных формирований);
  • образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (школах, студиях, клубах и др.) независимо от их ведомственной принадлежности и места нахождения.

К внеучебным достижениям школьников также можно отнести участие в олимпиадах, конкурсах, художественных выставках выше школьного уровня; победа в олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях, форумах, выездных школах и лагерях; авторские публикации в изданиях выше школьного уровня; личную трудовую деятельность, получившую отражение во внешней среде; авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение; успешное прохождение социальной и профессиональной практики; эффективное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления; получение грантов, стипендий, премий, общественных наград; лидирование в рейтингах и т.п.

Исходя из выше перечисленного, внеучебная деятельность школьников протекает не только в пространстве школы, но и за её пределами; это может быть художественная, музыкальная, спортивная школа, детская общественная организация или участие в других менее формализованных проектах.

Портфолио – есть способ фиксирования, накопления и оценки внеучебных достижений школьников. Это один из современных методов социализации учащихся. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития школьника, для объективной оценки его уровня социальной готовности к продолжению образования в высшей школе.

Внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности в урочной и внеурочной формах), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В соответствии с ФГОС ООО, школьного учебного (образовательного) плана (раздел 3) организация занятий по направлениям внеучебной (внеурочной) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности подростков распределяются по трем уровням:

  1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями во внеучебной деятельности как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  2. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  3. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданского общества. Очевидно, для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеучебной деятельности своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Резюмируя выше сказанное, делаем следующие выводы. Реализация ООП подразумевает несколько основных блоков мероприятий:

-работа с персоналом (в том числе индивидуально)

- открытость новым образовательным технологиям и методикам

- консультирование и информационно — методическая поддержка извне

- работа с родителями

- постоянный мониторинг достижения ожидаемых и промежуточных результатов

Елена Петряева, руководитель службы монитринга института проблем образовательной политики «Эврика», провела практическое занятие по преоктированию образовательного события в цифровой среде. Участники включились в работу с конструктором образовательного события, инструментарием среды. Цифровая среда позволяет формировать группы участников события, получать отклик экспертов на реализуемое событие.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100