15 сентября 2016 года в Берлине в рамках обучающих мероприятий
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей русских школ в странах дальнего зарубежья
по формированию компетенций, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной
образовательной программой начального общего образования состоялось знакомство с третьим модулем программы «Основная
образовательная программа - механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Для слушателей из Дрездена, Геттингена, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне организована онлайн трансляция.
В начале лекционного блока Елена Петряева, руководитель службы мониторинга института проблем образовательной политики «Эврика»,
провела презентацию цифровой среды «Eureka.International». Цифровая среда является пространством взаимодействия
образовательных организаций, входящих в международную сеть школ «Эврика». Одной из основных целей создания среды
является организация сетевого взаимодействия. В среде размещены методические материалы, организуются различные обучающие события.
В том числе, в среде будут организованы вебинары для слушателей программы повышения квалификации в межсессионный период. Для
удобства слушателей в среде также размещены основные нормативные документы, включая федеральный государственный образовательный
стандарт нового поколения.
Стандарт является рамочным документом, задающим скорее форму нежели содержание. В этом смысле возможно наличие разных трактовок
заложенного в нем системно — деятельностного подхода, что часто приводит к искажению этого подхода на практике. Основные
принципы — деятельностного подхода, которые необходимо удерживать при разработке ООП:
- задачный принцип построения учебных предметных программ, с опорой на общие принципы построения предмета;
- принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, ребенок осваивает их в процессе своей деятельности;
- принцип моделирования – общий способ действия дети ищут в предметно-практической деятельности;
- принцип самоконтроля и самооценки своих действий – содержание учебных предметов, организация образовательного процесса
направлена на формирование у младшего школьника самостоятельности в оценочный действиях;
- принцип соответствия содержания и формы – формы деятельности соответствуют способам действия.
- принцип полидеятельностного образовательного пространства - обучение организуется как переход от одного вида деятельности
к другому с использованием урочных и внеурочных форм.
Практика первого года реализации Стандарта и анкетирование преподавателей показали, что большая часть учителей начальных классов
не разводят такие понятия как «обучение» и «учебная деятельность». Наибольшие затруднения вызвали вопросы,
связанные с такими учебными действиями, как «постановка учебной задачи» (путаются такие понятия как «практическая
и учебная» задачи), «моделирование» (отличие схемы, чертежа от модели), «контроль и оценка» (где
контрольно-оценочные действия учителя, а где контрольно-оценочные действия ученика; не разводятся понятия «контроль»
и о»оценка»; «проверка» и «контроль» рассматриваются как термины-синонимы). Особое место в анкете
занимает место формам организации образовательного процесса. Педагоги не различают понятий «образовательное событие»,
занятие, урок. Как следствие, имеет место подмена и форм деятельности, мы часто выдаем устаревшие методы работы за новый подход,
по сути видоизменив только отдельные детали. В этой ситуации для администрации школы важно создать для учителя необходимые
условия, в которых активные способы и формы образовательного процесса могли бы раскрыться в полной мере ( отход от традиционного
базисного учебного плана, внедрение нелинейного расписания, инфраструктура, соответствующая логике новых ФГОС). Новая модель
учебного плана предполагает включение в учебный план внеурочных форм учебной деятельности, отказ от распределения часов в
учебном плане по учебным неделям; наличие нелинейного, динамического расписания учебных и внеучебных занятий; наличие образовательных
пространств для работы в малых группах и индивидуально, наличие информационно-образовательной среды со скоростным Интернетом
и т.п. Только так можно создать необходимые условия формирования УУД учеников. В данном случае избыточная инфраструктура не
так важна, имеет значение форма использования этой инфраструктуры.
Учебный (образовательный) план образовательного учреждения, инфраструктура — это механизмы реализации ООП, их структура
определяется целевыми ориентирами программы.
Здесь нужно учитывать, что в ФГОС НОО представлены только требования к образовательным результатам. Описание самих образовательных
результатов произведено только в примерной основной образовательной программе начального общего образования, не являющейся
нормативным документом. Возникает риск разноготолкования образовательных результатов разными субъектами образования.
Этот риск также может усиливаться в зависимости от страновой специфики. В ряде стран, где есть русские школы, на государственном
уровне не утверждены единые требования к образовательным программам и условиям их реализации. Эти требования могут меняться
например от муниципалитета к муниципалитету. Таким образом, количество разночтений при кажущейся свободе выбора, только увеличивается.
В этом смысле важно выстроить взаимодействие субъектов образования таким образом, чтобы каждый актор понимал как заданные
цели, так и ожидаемые результаты.
Наталья Цырендашиева
|