Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Cеминар в Москве «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик ФИП»> Лекция «Профессиональная позиция педагога – участника инновационной деятельности», Е.А. Осипова
Презентация 

Лекция «Профессиональная позиция педагога – участника инновационной деятельности», Е.А. Осипова




В рамках семинара заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Елена Осипова прочитала лекцию о профессиональной позиции педагога — участника инновационной деятельности.

Законом «Об образовании» создание условий для развития инновационной деятельности отнесено к полномочиям субъекта. Единого понимания того, что есть инновация и как создать условия для ее проявления нет. Существует несколько подходов к пониманию инновации:

- процесс создания новой идеи;

- процесс изменения идеи и ее адаптация под другие условия.

Любая инновация начинается с идеи. Задача ФИП — выявление таких идей и поиск людей, способных реализовать эти идеи. Разрабатывая идею, мы должны учитывать следующие факторы, влияющие на развитие инноваций: экономические факторы, социальная ситуация, наличие конкурентного поля. К сожалению, современная система педагогического образования достаточно инертна и оторвана от этих вызовов. Напомню принципы успешного формирования педагога — инновационщика:

- технологичность инноваицонного продукта;

- комплексность и полидисципдлинарность (резервы в рамках одной из областей знаний почти исчерпаны);

- цикличность;

- публичность результатов.

Конкуренция становится серьезным мотивом для формирования инновационных продуктов. Именно конкуренция способствует созданию наиболее жизнеспособных продуктов. Быстрые перемены способствуют сохранению высоких темпов развития. Особым аспектом является глобализация. Замыкаясь только на себе, мы забываем про один из важнейших вызовов — информационная доступность результатов необходима, она способствует вовлеченности в общестрановые и глобальные тенденции. Не позволяет отставать от мировых трендов. Следующий параметр инновационного развития — мобильность образовательных ресурсов, учет различий в культурном и социально — экономическом поле, интернционализации культур и стремление к дифференцированности.

Как же проявляется и формируется в этих условиях профессиональная позиция педагога — инновационщика? Начнем с того, что профессиональная педагогическая позиция — это проявление личности педагога в сочетании с его профессиональными компетенциями и навыками. Проявляется профессиональная позиция во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, в восприимчивости к происходящим изменениям, готовности к инновациям. Данные мониторинга свидетельствуют о том, что подавляющее количество педагогов — инновационщиков находится на доавторском уровне. И здесь важно соблюдать грань между действительно инновационной и псевдоинновационной деятельностью. Вместе с тем, говоря о развитии профессиональной позиции педагога с точки зрения инновационной деятельности, мы должны учитывать временные рамки, поскольку это процесс, требующий определенной погруженности в профессию, наличие опыта и способность его переосмысливать с учетом новых вызовов. Здесь важны поддержка коллектива, администрации образовательной организации, наличие личной мотивации. Для руководителя в этом смысле необходимо выстроить работу с коллективом таким образом, что бы она имела рефлексивный характер, дифференцированный подход, нужно разработать программу поддержки (диагностика, профессиональная поддержка через проекты, грантовый, конкурсный отбор, экспертиза и презентация идей). На инновационных площадках обязательно должен осуществляется долгосрочный мониторинг эффектов инноваций. Не менее важно обсуждение результатов, направлений дальнейшего развития в рамках семинаров, дискуссионных площадок. Необходимо создание банков работ, консультирование.

В заключение, хочу отметить что о какой бы профессиональной позиции педагога мы не говорили, важно, чтобы это была субъектная позиция. Педагог-инновационщик не может быть пассивен в процессе профессионального саморазвития.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100