Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленум. Сообщения от групп. Подведение итогов




3 сентября 2016 года в Москве в рамках семинара «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик ФИП», который проводится в рамках исполнения государственного контракта № 08.024.11.0021 от 30 мая 2016 г. «Проведение мониторинга инновационной деятельности федеральных инновационных площадок», состоялся пленум, на котором подводили итоги групп.

Группа "Новое содержание образования", координатором которой был Владимир Бацын, пришла к выводу, что проблема содержания, дефициты, практика распространения является местом рождения инноваций.

Разговор о том, что является содержанием и насколько оно является обновляемым, породило дискуссии о том, что является целью и результатом современного образования.

Инноваторы и их количество определяется системой и состоянием системы образования. Участники озадачили вопросов, насколько знаниевая компонента необходима сейчас в современном мире и какова ведущая роль учителя.

Владимир Бацын добавил, что принципиальным моментом стало обсуждение, что такое содержание образования. Выяснилось, что у каждого из 15 человек было свое собственное представление об этом. А когда зашла речь о том, что такое новое содержание образования, стало вообще непонятно, о чем и как нужно думать и понимать.

Участники группы после обсуждения согласились, что содержание образования – та деятельность, в результате которой в организованных пространствах у ребят появляется новый опыт, новые способности что-либо осуществлять. И этот процесс детской деятельности, эта деятельность создает содержание образование. Если это так, то где фиксируется это содержание деятельности? Если мы имеем в виду создание условий для ребенка, то это деятельность, которая должна спланироваться, зафиксироваться, чтобы потом сказать, вот результаты, давайте их оценим.

Возник вопрос: действительно ли образовательные программы об этом в школах? Если нет, то тогда как решается задача формирования нового содержания образования, направленного на достижение цели? Это проблематика инновационного направления деятельности.

Участники группы сфокусировались на том, а являются ли сами инноваторы субъектом инновации. Проект – это всего лишь проект или все-таки попытка угадать замысел содержания ФГОС.

Владимиром Бацыным были обозначены несколько существенных моментов. Во-первых, инновационную идею нельзя привнести, идея может родиться только из внутреннего ощущения противоречия, его фиксации и выстраивания пути от сущего к должному. Во-вторых, осуществить по-настоящему проект в одиночку невозможно. В-третьих, трудно осуществлять инновационную деятельность без поддержки сверху. Если директор против, вряд ли что-то получится.

Следующий момент – среда: по-настоящему инновационная деятельность может быть в насыщенном социокультурном обществе.

В ходе обсуждения работы группы «Управление развитием сети ФИП», координатором которой была Ольга Устюгова, были выявлены несколько проблем:

- современный проект – как правило, сетевой, в котором есть целая сеть образовательных организаций, которая реализует этот проект. Эти связи никак не поддержаны нормативны – и это мешает развитию проектов.

- дефицит площадок для обмена мнениями и опытом между ФИП;

- отсутствие внешнего финансирования.

Есть разные организации и все по-разному себя ощущают в сети. Некоторые ощущают себя вполне самодостаточными. Средние профессиональные образования могут образовать минисети, учреждения дополнительного образования - свои, в рамках которых они смогут обсуждать свои проблемы.

По мнению Ольги Устюговой, сеть ФИП должна быть представлена как сеть сетей - по уровням образования, по проблематике проектов.

На группе также обсуждали вопрос, какие должны быть механизмы распространения информации о реализуемых проектов. Ольга Устюгова пояснила, что сборы нужны для того, чтобы понимать, что результаты работы были видны не только себе, но и другим, экспертно относиться к другим проектам, не вариться в собственном соку и видеть, что делают коллеги.

Заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" отметила, что инновация - способ решения проблем в рамках имеющегося финансирования за счет введения новых технологий, подходов. Если мы говорим, что нам недостаточно финансирования - значит, это не инновация.

Представители группы «Мониторинг и оценка качества образования», модератором которой была Елена Осипова, отметили, что на сегодняшний день нормативно-правовая база, научно-методическая база, для организации инновационной деятельности созданы. Но есть несколько барьеров диссеминироваться, распространяться, чтобы приобрести не только российский статус, но и зарубежный.

Сегодняшняя востребованность инновация невозможно представить без внедрения инноваций, особенно в системе технологий. А сегодняшняя система управления образованием не соответствует этому.

По мнению Дании Ахметовой, инновация возникает там, где есть желание преодолеть норму и там, где есть лидеры, которые не привязаны к деньгам.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100