В рамках семинара выступила заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика» Ольга Устюгова. Она рассказала об итогах по деятельности сети ФИП с 2011 по 2015 гг.
Если говорить о нормативно-правовой базе, которые определяют норму деятельности ФИП, то, в первую очередь, это Федеральный
Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 20 и Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации №611 от 23 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной
инфраструктуры в системе образования».
Кроме того, есть целый перечень приказов, которые одновременно существуют и каждый последующий не отменяет предыдущий. Это
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
•№1819 от 26 мая 2011 г. «О присвоении статуса федеральной инновационной площадки»
•№273 от 10 апреля 2012 г. «О статусе федеральной инновационной площадки»
•№340 от 4 июня 2013 г. «О статусе федеральной инновационной площадки»
•№1425 от 30.12.2013г. «О федеральных инновационных площадках»
•№395 от 22.04.2014 г. «О федеральных инновационных площадках
•№780 от 23.07.2014 г. «О федеральных инновационных площадках»
•№1600 от 19 декабря 2014 г. «О Федеральных инновационных площадках»
•№1100 от 02.10.2015 г. «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок»
•№1563 от 30.12.2015 г. «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность
в сфере дополнительного образования детей»
•№402 от 13.04.2016 г. «Приказ о ФИП»
Ольга Устюгова пояснила, что первые приказы давали статус ФИП на тот период, который заявляла сама организация, появлялись
площадки с разным сроком действия проекта на 1 года, 3 года, 5 лет. Получалось, что часть площадок выполнила свой проект за
год, а часть по-прежнему действовала, потому что официально у них был многолетний проект и они отчитывались все три года,
пять лет.
Что такое ФИП? Это организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации,
а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности,
реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития
системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных
направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Количество реализуемых инновационных проектов на сегодняшний день – 215.
При этом организаций – всего 202. Почему так произошло? По мнению Ольги Устюговой, это произошло потому, что есть организации,
которые реализуют несколько проектов (чаще всего это вузы). Кроме того, есть организации, в которых произошло слияние в форме
присоединения (например, в Красноярском крае объединились школы, и получилось вместо 4 школ – две) или организация изменила
свое название.
В своем выступлении эксперт озвучила направления проектных разработок ФИП.
7 площадок осуществляют проекты по разработке, апробации и (или) внедрению примерных основных образовательных программ, инновационных
образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях.
76 площадок осуществляют проекты по разработке, апробации и (или) внедрению новых элементов содержания образования и систем
воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств
обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного
сектора.
29 ФИП разрабатывают тему проекта профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических,
научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных
технологий.
33 ФИП темой проекта избрали новое содержание образования.
Также появилось 5 площадок, которые хотели прописать финансовые механизмы или конкретно государственно-общественное управление.
Еще пять занимаются новыми профилями (специализациями) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование
кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ.
И одиннадцать площадок выбрали для себя темой проекта разработку, апробацию и (или) внедрение новых механизмов, форм и методов
управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.
6 проектов по разработке, апробации и (или) внедрению новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных
организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Три площадки разрабатывают, апробируют и внедряют новые институты общественного участия в управлении образованием. Пять занимаются
информационными технологиями в образовании.
Интересно, что появилась сеть площадок по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей.
Если говорить о региональной статистике, то сейчас образовательные организации или объединения, которые реализуют инновационные
проекты, существуют в 57 регионах.
Цель создания ФИП – обеспечение и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического
развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования
Мониторинг инновационной деятельности ФИП имеет сложную структуру. Исследования проводятся
в три этапа, на каждом из которых решаются задачи разного уровня.
1 этап - экспертиза содержания инновационных проектов ФИП и ежегодных отчетов о их реализации, а также открытых информационных
источников, содержащих информацию о ходе проектной деятельности ФИП
2 этап - анализ статистической информации, размещенной организациями, имеющими статус ФИП, в ЕИС Минобрнауки https://cabinet.mon.gov.ru/
(ЕИС)
3 этап - выборочная экспертная оценка ресурсного обеспечения ФИП в ходе натурного (выездного) мониторинга
В заключение Ольга Устюгова обозначила проблемы, которые существуют в сети федеральных инновационных площадок. Например, инновационный
проект реализуется, но новых результатов нет. Инновации ради инноваций, но эффектов нет. Также отсутствуют единые подходы
к оценке образовательных результатов. Кроме того, не везде осуществляется мониторинг новых образовательных результатов в рамках
реализации инновационного проекта; отсутствуют единые подходы к оценке образовательных результатов; проблема подготовки педагогических
кадров к инновационной деятельности; сетевые образовательные программы сложно реализовать из-за отсутствия механизмов трансферта
денег между организациями; отсутствие заинтересованности органов, осуществляющих управление в сфере образования, в наличии
ФИП в подведомственных организациях; проблема оплаты участия педагогов ОО в стажировочных сессиях, курсах повышения квалификации
и профессиональной подготовки.
Олеся Салунова
|