24 августа в рамках программы повышения квалификации учителей Чувашской Республики
и других субъектов Российской Федерации по метапредметным компетенциям состоялась
лекция "Данные как основа для индивидуализации и персонализации образования" руководителя службы электронного мониторинга
Института проблем образовательной политики "Эврика" Елены Петряевой.
По мнению эксперта, когда мы говорим о данных, то первый вопрос, который возникает,
- зачем нам эти данные нужны. В последние несколько лет мы живем в ситуации колоссального увеличения отчетов и данных, не
понимая, для чего мы их собираем. Если мы идем в плоскость увеличения данных, это накладывает на нас больше ответственности.
Смысл работы с данными в том, что они - основа для персонализации образования.
Данные - это информация, но чаще всего мы понимаем данные как числа. Цифровая среда позволяет работать нам с разными типами
данных: это и тексты, и звук, и изображения, и сами числа.
Именно поэтому понятие "данные" тесно связано с цифровой средой. Данные - это основной компонент цифровой среды, ключевое
свойство которой в том, что она своего рода микроскоп. Данных становится все больше. В цифровой среде вся информация превращается
в цифры 0 и 1.
Содержание образования не может быть заданной величиной, можно задать направления,
структуру, но содержание не нормируется.
У многих существует ложное представление о том, что мы с вами только вошли в эпоху данных. Эпоха данных началась со времени
появления человека, точнее, с того времени, когда человек стал выбрасывать то, что ему принадлежит, в среду.
Мы всем человечеством стремимся в новую цивилизацию, которая будет основана на данных. Все смс будут появляться в телефоне
силой мысли. Все наши панели будут сенсорными, которые будут нам что-то говорить. Подошли к холодильнику, а он уже понимает,
что вам нужно.
Каким образом субъективное данное отдельного индивида становится доступным для изучения и анализа исследователями? Где, с
помощью каких инструментов современный человек фиксирует «то, что ему дано»? В чем оно в итоге может быть выражено?
Ответ простой: цифровая среда стала культурной частью человека. "Раньше это были наскальные рисунки и письменность, - пояснила
Елена Петряева, - сейчас – посты в фейсбуке и вконтакте и твиты в твиттере. Это понятие в информатике называется «цифровой
след»".
Цифровой след человека, который активно выкладывает что-то в сеть, может составлять до 1 Тб в год.
Если говорить о видах данных, они бывают структурированными (5%) и неструктурированными (95%). Кроме того, у данных есть свойства.
Во-первых, данные постоянно изменяются. Причем изменяются постоянно индивидуальный набор данных.
Во-вторых, данные противоречивы.
В-третьих, данные не исчезают, они могут быть восстановлены. Все, что человек выкладывает в сеть, там сохраняется.
Мы стремительно идем к тому, что вся наша жизнь будет открытой. Появляются новые типы данных, с которыми работают информационные
платформы адаптивного и онлайн-обучения.
На сегодняшний момент существуют разные группы данных: персональные данные, прогнозные данные, административные данные, данные,
получаемые в результате оценки, данные о взаимодействии.
Цифровая среда становится образовательным институтом, потому что она позволяет персонализировать
образование. Но это не та цифровая среда, с которой педагоги работают в школе.
Аналитика учебной деятельности - еще одно новое понятие, которое приходит вместе с цифровыми средами. Когда мы говорим аналитика,
это значит, что мы работаем с данными, которые появились в среде. Это не педагогическая диагностика. Данные, которые используются
в учебной аналитике, появляются путем взаимодействия пользователей, - это поведенческие данные. Аналитика учебной деятельности
в отличие от педагогической диагностики автоматизирована в среде.
С учетом того, что данное индивидуализировано, анализ по среднему значению порождает слепоту, это не для управленческих решений.
Если одна организация отличается от другой по какому-то параметру, то их сравнение некорректно.
Образование становится персональным. Образовательными программы становятся подвижными, когда программа формируется сетевым
сообществом. И это выдвигает другие требования к аналитике. Если мы можем что-то забыть, цифровая среда все запоминает. В
будущем наши данные будут защищать сетевые корпорации, но пока этого нет. Все, что вы "выбросили" в среду, остается там.
Аналитика данных будет влиять на изменение деятельности. Тренд - на сетевую виртуальную школу. Ученик сам становится институтом.
Олеся САЛУНОВА
|