Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Чувашии> Подведение итогов, рейтинг участников ШКР

Подведение итогов, рейтинг участников ШКР










24 августа в рамках Школы кадрового резерва в Чувашии состоялось пленарное заседание. В течение дня все четыре группы дорабатывали свои проекты.

Результатом работы второй группы, координатором которой был Алексей Воронцов, стало создание проектов трех лабораторий на базе Чувашского республиканского института образования: лаборатории деятельностного содержания общего образования; лаборатории одаренного ребенка и лаборатории дошкольного образования.

Лаборатория деятельностного содержания общего образования должна осуществлять реализацию ФГОС в условиях разного понимания стандарта. Цель лаборатории – разработка механизма реализации ФГОС в условиях сотрудничества педагогов-практиков и ученых. Задача выработать общее понимание стандартов ФГОС, соединить теорию и практику, создать механизмы координации взаимодействия между педагогами-предметниками внутри школы и отобрать и адаптировать новые образовательные технологии деятельностного типа. Структура лаборатории строится по принципу сетевого партнерства. Возможные риски: недостаточная координация между учителями-практиками и научными работниками в случае, если лаборатория будет находиться не в школе, а также избыточный контроль и дополнительная отчетность. По мнению создателей проекта, смысл лаборатории в сопровождении, а не контроле.

По мнению руководителя группы Алексея Воронцова, любой продукт должен дозреть, и начинать надо с главного - с концепции деятельностного содержания: "Пока институт и школа не договорятся, что они будут под этим понимать, дальше двигаться нельзя. Без концепции заниматься измерительными материалами заниматься нельзя".

Анализируя модель лаборатории, эксперт выразил мнение, что с ее появлением учителя могут задать другой формат корпоративного повышения квалификации на территории Чувашской Республики.

Актуальность лаборатории психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях реализации требований ФГОС участники проекта видят в следующем: высокие требования к результатам образования, стандарт образования требует четкой фиксации целей деятельности, процесса, условий и ресурсов, педагогика не всегда способна справиться с задачами выявления и сопровождения одаренных детей. Лаборатория может быть важнейшим элементом инновационной среды. Задача такой лаборатории проведение совместных научных исследований, разработка образовательных новшеств, сбор, экспертиза. План действий работы лаборатории включает в себя оказание консультативной помощи педагогам, разработка и совершенствование методик, программ и регламентирующих документов по психолого-педагогическому сопровождению детей.

Возникновение лаборатории этнокультурного развития детей в дошкольных учреждений обусловлено тем, что в Республике Чувашия проживают представители 115 национальностей. Лаборатория предполагает разработать Примерную образовательную программу дошкольного образования, отражающую инвариант этнокультурной составляющей образовательного процесса. Задачи: разработать содержание этнокультурного развития 2-7 лет, модели экологического образования, вариативные модели этнохудожественного развития, модели воспитания здорового ребенка.

Третья группа "Система оценки качества", координатором которой была Елена Осипова, работала над созданием проекта лаборатории моделирования систем оценки качества образования, в рамках которой планируется разрабатывать модели региональной оценки качества образования, методологических подходов, нормативно-правовой базы независимой оценки, создавать модели оценки качества, проектировать электронные оболочки. Структура лаборатории предполагает три основных сектора – сектор проектирования оценки качества, сектор оценочных исследований, центр информационно-аналитической и методической поддержки. В планах лаборатории исследовать уровень профессиональной компетенции педагогов, которые включают в себя оценку качества предоставляемых услуг, оценку индивидуального образовательного прогресса обучающегося, проведение семинаров на базе оценочных кейсов, исследование эффективности деятельности образовательной организации. Для эффективной работы лаборатории требуется активное внешнее взаимодействие с общественным советом республики, с органами власти, с организациями профобразования, с родительским активом. Суть лаборатории – лифт, который доносит заказ государства по всем ступеням. Лаборатория так же должна осуществлять систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети образовательных организаций.

После доработки проекта лаборатории, возникли новые направления деятельности, такие, как: информационное обеспечение образовательной деятельности, научно-методическое сопровождение развития компетентности участников образовательных отношений. У разных участников разные ожидания. Детей интересует, что они еще могут, родителей - реализован ли потенциал ребенка, учителей - влияние различных педагогических технологий на качество образования, директора - соответствует ли ФГОСу, РОНО - эффективна ли школа, министерство образования - как повысить качество образования. Есть школы, которые работают неэффективно и которая даже при наличии ресурсов не обеспечивает должного качества образования. аборатории - построение различных моделей оценки качества, школам нужен работающий инструмент: нормативная база, КИМы, программное обеспечение; формирование сообщества экспертов и сетевого сообщества.

Результатом лаборатории могут стать различные модели СОКО, которые можно доводить до конкретного заказчика и сформируется сообщества экспертов по раличным направлениям. Через 3-5 лет лаборатория может стать Центром поддрежки и сопровождения СОКО.

Первая группа, координатором которой была Наталья Шадрина, представила результаты работы группы "Управление проектами" и проект лаборатории "Опережая время". Группа пришла к выводу, что понятия «проект» и «управление проектами» все более прочно входят в нашу жизнь и управление проектами на сегодняшний день – это эффективное средство управления в системе образования. При этом управление проектами является проверенным инструментом реализации различных проектов требуемого качества, в заданные сроки и в рамках утвержденного бюджета. Причем, для успешной реализации любого проекта – от замысла до завершения – его руководитель с самого начала должен ясно представлять себе, какие виды деятельности необходимо будет осуществлять проектной команде. Кроме этого,он должен сразу наметить главные показатели проекта – время, ресурсы, качество. Среди основных направлений деятельности лаборатории обозначены: разработка диагностического инструментария для оценки образовательных результатов, подготовка пакета рекомендаций по разработке личностно-ориентированных моделей оценки качества образования, создание республиканского экспертного сообщества по вопросам оценки качества образования.

Четвертая группа во главе с Еленой Петряевой работала с данными и цифровой средой. На группе была осуществлена рефлексия собственной деятельности и представлены идеи возможных направлений работы лаборатории "Разработка инновационных моделей образовательной деятельности в цифровой среде":

а) внедрение в образовательную деятельность информационных технологий (робототехника, моделирование и т.д.)

б) создание электронной среды для развития художественно-эстетических способностей детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья;

в) виртуальные образовательные экскурсии;

г) роль библиотеки в цифровой образовательной среде.

В результате обсуждения представленных идей сложилась задача на следующий этап работы: анализ кейса в электронной среде школы кадрового резерва, отход от частных примеров использования информационных инструментов в образовательной деятельности и проектирования лаборатории для реализации комплексных исследований и проектов в сфере цифровой образовательной среды.

После представления проектов лабораторий, заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" подвела итоги трех дней. Главное, что произошло, по ее мнению, на Школе кадрового резерва, - это то, что педагоги включились в работу, в том числе и в электронной среде. Наталья Шадрина поблагодарила участников Школы кадрового резерва за конструктивизм и интересные идеи и пожелала реализации задуманных проектов: "Несмотря на то, что все проекты будут дорабатываться, первый шаг - очень важный и полезный, - заметила она. - А те идеи, которые родились в процессе обсуждений на ШКР, вполне конкурентны".

Заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Елена Осипова поздравила педагогов с началом нового учебного года и порекомендовала высокую ноту творчества и сотрудничества держать на высоте. Главным достижением ШКР, по ее мнению, стало то, что позиции менялись от неприятия к сотворчеству и продуцированию.

На пленарном заседаним групп эксперты "Эврики" объявили рейтинг по результатам работы трех дней.

Первый проректор Чувашского республиканского института образования Жанна Мурзина отметила, что на Школе кадрового резерва произошла кооперация сотрудничества школ и института образования. "Мероприятия важны для всех. Когда мы создаем общие продукты, мы понимаем, что делаем общее дело - ради учеников и учительства", - подытожила она.

И в заключение выступил ректор Чувашского республиканского института образования Сергей Савин. По его мнению, многое из того, что планировалось, зависит от того, как каждый поработал в рамках ШКР и понял, как он может дальше включиться в обсуждение основных направлений модернизации, которые требуют от всех активного включения. "Конечно, проекты лабораторий, прозвучавшие на Школе кадрового резерва, - не идеальны и требуют доработки, - заметил Сергей Савин. - Но все разработки очень важны и должны лечь в основу нашего взаимодействия в будущем по развитию системы образования. Мы понимаем, что требуют от нас заказчики, но не до конца разобрались, какие услуги можем предложить и что можем сделать. Ясно одно - мы как Институт образования должны быть реальными специалистами, которые находятся на стыке науки и практики".

Олеся САЛУНОВА



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100