Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Чувашии> Лекция ««Данные как основа для индивидуализации и персонализации образования», Петряева Е.Ю.
Презентация 

ЛЕКЦИЯ ««ДАННЫЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», ПЕТРЯЕВА Е.Ю., РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА»




22 августа в рамках Школы кадрового резерва состоялась лекция "Данные как основа для индивидуализации и персонализации образования" руководителя службы электронного мониторинга Института проблем образовательной политики "Эврика" Елены Петряевой.

"Если вы почитаете о проблематике данных, то мир для вас изменится", - с этих слов начала свою лекцию Елена Петряева.

По мнению эксперта, когда мы говорим о данных, то первый вопрос, который возникает в голове, - зачем нам эти данные нужны. В последние несколько лет мы живем в ситуации колоссального увеличения отчетов и данных, не понимая, для чего мы их собираем. Если мы идем в плоскость увеличения данных, это накладывает на нас больше ответственности. Смысл работы с данными в том, что они - основа для персонализации образования.

Данные - это информация, но чаще всего мы понимаем данные как числа. Цифровая среда позволяет работать нам с разными типами данных: это и тексты, и звук, и изображения, и сами числа.

Именно поэтому понятие "данные" тесно связано с цифровой средой. Данные - это основной компонент цифровой среды, ключевое свойство которой в том, что она своего рода микроскоп. Данных становится все больше. В цифровой среде вся информация превращается в цифры 0 и 1.

"Чтение лекций, несмотря на то, что мы это делаем, сейчас настолько бессмысленно, потому что все есть в среде, все можно найти", - уверена Елена Петряева.

Содержание образования не может быть заданной величиной, можно задать направления, структуру, но содержание не нормируется.

У многих существует ложное представление о том, что мы с вами только вошли в эпоху данных. Эпоха данных началась со времени появления человека, точнее, с того времени, когда человек стал выбрасывать то, что ему принадлежит, в среду.

Мы всем человечеством стремимся в новую цивилизацию, которая будет основана на данных. Все смс будут появляться в телефоне силой мысли. Все наши панели будут сенсорными, которые будут нам что-то говорить. Подошли к холодильнику, а он уже понимает, что вам нужно.

Каким образом субъективное данное отдельного индивида становится доступным для изучения и анализа исследователями? Где, с помощью каких инструментов современный человек фиксирует «то, что ему дано»? В чем оно в итоге может быть выражено?

Ответ простой: цифровая среда стала культурной частью человека. "Раньше это были наскальные рисунки и письменность, - пояснила Елена Петряева, - сейчас – посты в фейсбуке и вконтакте и твиты в твиттере. Это понятие в информатике называется «цифровой след»".

Цифровой след человека, который активно выкладывает что-то в сеть, может составлять до 1 Тб в год.

Если говорить о видах данных, они бывают структурированными (5%) и неструктурированными (95%). Кроме того, у данных есть свойства.

Во-первых, данные постоянно изменяются. Причем изменяются постоянно индивидуальный набор данных.

Во-вторых, данные противоречивы.

В-третьих, данные не исчезают, они могут быть восстановлены. Все, что человек выкладывает в сеть, там сохраняется.

Мы стремительно идем к тому, что вся наша жизнь будет открытой. Появляются новые типы данных, с которыми работают информационные платформы адаптивного и онлайн-обучения.

На сегодняшний момент существуют разные группы данных: персональные данные, прогнозные данные, административные данные, данные, получаемые в результате оценки, данные о взаимодействии.

Эксперт привела в качестве примера Википедию: "Когда в нашу культуру вошла Википедия, мы относились к ней очень скептически. А сейчас стоит набрать любой непонятный термин в поисковой строке, он появляется в википедии, куда мы идем первым делом". Википедия - культурный аналог, в создании которой участвует все мировое сообщество.

Цифровая среда становится образовательным институтом, потому что она позволяет персонализировать образование. Но это не та цифровая среда, с которой педагоги работают в школе.

Аналитика учебной деятельности - еще одно новое понятие, которое приходит вместе с цифровыми средами. Когда мы говорим аналитика, это значит, что мы работаем с данными, которые появились в среде. Это не педагогическая диагностика. Данные, которые используются в учебной аналитике, появляются путем взаимодействия пользователей, - это поведенческие данные. Аналитика учебной деятельности в отличие от педагогической диагностики автоматизирована в среде.

С учетом того, что данное индивидуализировано, анализ по среднему значению порождает слепоту, это не для управленческих решений. Если одна организация отличается от другой по какому-то параметру, то их сравнение некорректно.

Образование становится персональным. Образовательными программы становятся подвижными, когда программа формируется сетевым сообществом. И это выдвигает другие требования к аналитике. Если мы можем что-то забыть, цифровая среда все запоминает. В будущем наши данные будут защищать сетевые корпорации, но пока этого нет. Все, что вы "выбросили" в среду, остается там.

Аналитика данных будет влиять на изменение деятельности. Тренд - на сетевую виртуальную школу. Ученик сам становится институтом.

Олеся САЛУНОВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100