22 августа в рамках Школ кадрового резерва состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной политики "Эврика"
Алексея Воронцова «Проектирование ООП и системы оценки качества в условиях сетевой школы».
Алексей Воронцов отметил, что начиная с 2009 года, с момента введения ФГОС мы фактически перестали говорить о содержании образования,
уверен Алексей Воронцов. Цифровая среда, метапредметные результаты - это все вторично. Говорить о системе оценке качества
или о цифровой среде без содержания образования бессмысленно.
1 декабря 2007 года случилась революция в образовании, когда президентом РФ был подписан указ об изменении структуры стандарта,
когда выбросили содержание и результаты и появились мифические требования.
Начиная с 2011 года, после принятия закона "Об образовании" 2013 года, мы начинаем продавливать содержание образования под
предлогом концепции: будь то концепция математического образования, концепция преподавания русского языка и литературы. Появляется
тенденция в обход закона и ФГОС фактически застолбить содержание образования.
Необходимо разобраться в содержании образования с учетом существующих нормативных актов.
Содержание образование должно опираться на возрастные особенности младших школьников.
Базовые процессы в образовании, по мнению эксперта, - это игра, учение, продуцирование.
Эксперт подчеркнул: мы зациклились на результатах. Для детей и родителей важен продукт, который получается в результате обучения:
поделка, статья, выступление на сцене. Игра в дошкольном возрасте - главный фактор развития. Но это не значит, что с дошкольным
возрастом заканчивается игра. Если учебная деятельность является ведущей, это не значит, что ребенок в средней школе не должен
играть, петь и танцевать.
В чем проблема стандарта? По мнению Алексея Воронцова, ключевые идеи ФГОС - это индивидуализация, информатизация, кооперация
и формирующее оценивание. Эти четыре акцента должны найти в содержании, с оценивании, в кадровых вопросах и в вопросах повышения
квалификации. Удержать все аспекты сложно, акцент всегда будет разный, в том числе и в зависимости от региона, в котором он
реализуется. Рамочный стандарт означает, что внутри него можно делать все, что хочешь.
Важным аспектом становится понимание системно-деятельностного подхода. В стандарте перечислены те вещи, которые учитель делал
всегда и без появления стандарта. Что же делать? Галина Цукерман сказала однажды, что надо не давать образцов, ставить ребенка
в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны и мотивировать поиск особенностей новой ситуации, в которой надо
действовать.
Основным элементом содержания образования в начальной школе является формирование учебной деятельности, которой нет и не может
быть по факту прихода в школу, должна появиться возможность ребенка работать в команде под руководством взрослого, а не способность
учиться и ставить и решать задачи. Получить компетентного человека мы можем только через освоение культурных предметных способов
действия, через межпредметные, разновозрастные образовательные модули, через предметные линии и практики, урочные и внеурочные
занятия, внешкольные занятия.
"Хотите получить мотивацию, создайте каждому ребенку ситуацию успеха", - уверен Алексей Воронцов. И если у всех будет положительная
динамика, то все ученики и учителя достойны похвалы и "пятерки".
ЕГЭ понижает планку всем ведущим российским школам, по мнению эксперта. В гимназиях должен быть свой экзамен, в обычных школах
- свой. Система оценки должна исходить из того, что у детей должно быть разное содержание образование.
Образовательный процесс - это культурная форма, которая должна строиться по определенным законам.
Эффективной школа будет тогда, когда будет реализована структура задачного подхода, если будет чередование урочных и внеурочных
форм, если будут заданы образовательные места, а не только уроки, если будет чередование индивидуальных и коллективных форм
работы.
Одна из целей школы - формирование умения учиться.
Проектированием содержания образования не должны заниматься все школы. Этой работой должны заниматься специально созданные
лаборатории, например, в системе повышения квалификации, так как разработка содержания образования, с одной стороны, должно
опираться на научные основания, а с другой стороны - на школьную практику. Поэтому у подобных лабораториях должна быть система
базовых школьных площадок, на которых могут отрабатываться отдельные его элементы и способы, формы освоения.
Олеся САЛУНОВА
|