Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» состоялось пленарное заседание.

Феодосия Габышева, министр образования Республики Саха (Якутия) отметила, что идея проведения Ленского образовательного форума под эгидой ЮНЕСКО возникла при обсуждении механизмов реализации Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия)-2030 «Образование, открытое в Будущее», одобренной XIII съездом учителей и педагогической общественности в октябре 2015 года.

Стратегия «Школа-2030» провозгласила основные линии модернизации региональной системы образования, направленной на получение обучающимися и воспитанниками индивидуализированного образования, совершенствование структуры и содержания, изменение позиции педагога, развитие инфраструктуры и управления образованием. Инициатива получила широкое признание общественности. Правительством утвержден Межведомственный план реализации.

Данная Стратегия органично вписывается в рамки разрабатываемой «Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года и основных направлений до 2050 года», главная цель которой – повышение уровня качества жизни. А как признает Инчхонская Декларация, принятая на Всемирном форуме по вопросам образования в 2015 году: «Образование – основной «двигатель» развития человечества».

Развивая тему образовательной инициативы, в название форума «Открытая школа: человек – институт образования» вкладывается понятие «реализация индивидуальной образовательной программы человека в течение всей жизни». В данном случае ученик рассматривается как самостоятельный образовательный институт со всеми необходимыми ресурсами: бюджетом, штатом преподавателей, системой аттестации. Он сам выбирает нужное ему содержание образования.

А задача системы – разработка механизмов создания востребованного учеником Открытого образования: финансовых (деньги следуют за учеником), организационных (координация встреч ученика и учителя, учет достижений обучающегося) и так далее.

Такая амбициозная по своему замыслу идея является логическим продолжением принятых и реализованных в Республике стратегических инициатив и проектов.

Анализ системы образования Якутии позволил выделить основные моменты, которые стали фундаментом реализации идей Открытой школы:

  • изменение нормативной правовой базы, предусматривающей механизмы государственно-общественного управления, межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и прочее;
  • создание современной инфраструктуры. Это ежегодное строительство около 30 новых объектов, совершенствование образовательной среды, позволяющей использование дистанционных технологий и электронного обучения;
  • видовое разнообразие образовательных организаций, внедрение вариативных и уровневых программ.

Республика в целом имеет достаточный опыт успешной реализации проектов, которые также могут стать ключевыми направлениями развития Открытой школы. Их можно назвать якутскими брендами образования – это:

  • кочевые и агропрофилированные школы;
  • Международная олимпиада школьников «Туймаада»:
  • проекты «Профессиональное будущее Якутии»;
  • педагогическая ярмарка «Сельская школа&Образовательная марка»;
  • центр по работе с одаренными детьми «Малая академия наук»;
  • включение в образовательные программы проектов «Шахматы детям», «Музыка для всех»;
  • использование потенциала социума (туелбэ) в воспитании детей и др.

Одна из основных идей Открытого образования – постепенный отход от привычного понятия «дополнительное образование». Понимая, что дополнительное образование должно быть «личностно-образующим», в целях превращения дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования в республике 2016 год провозглашен Годом дополнительного образования детей.

В марте этого года Республика Саха (Якутия) победила в федеральном конкурсепо модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования. Таким образом, получена возможность внедрения механизмов персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей, активного привлечения в эту область негосударственного сектора, предприятий, лабораторий и так далее.

При формировании Открытой школы одним из основных ресурсов становятся видовое разнообразие образовательных программ, интеллектуальный и творческий ресурсы профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений. Поэтому провозглашается переход от стандартного понимания сети образовательных организаций к понятию единой образовательной сети,открытой во внешнюю среду, когда «весь мир» становится образованием.

В республике запущен проект «Точки роста» - это центрыпо распространению инноваций, концентрации кадровых, технологических и материально-финансовых ресурсов.

Создание Международной Арктической школы, обучающей по программам международного бакалавриата, станет одним из направлений, обеспечивающих задачу Главы республики о том, «чтобы дети Якутии могли получать такое образование, которое позволяло бы им поступать в престижные университеты мира».

Малая академия наук, выполняя миссию «точки роста», координирует деятельность структур по поиску и поддержке одаренных детей во всех муниципальных образованиях республики.

По инициативе Главы республики в 2018 году в г.Якутске будут проведены Международные интеллектуальные игры. Цель этого события – повышение позиции одаренных детей Якутии в мировом рейтинге, их конкурентоспособности и поступления в лучшие учебные заведения мира. «Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше учащихся стали участниками Международной Сети Научных Школ (InternationalScienceSchoolNetwork (ISSN)» – подчеркнула Феодосия Габышева. Такой интеллектуальный прорыв обеспечит подъем экономики региона, так как выпускники этой сети через 5-10 лет станут влиятельным фактором в экономической и политической жизни Якутии.

Следующий тренд в системе образования – «среда как третий учитель», предусматривающий формирование аутентичной, релевантнойи интерактивной среды, без которой современные дети не представляют свое повседневное общение. Поэтому очень важно внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, являющихся по сути не только двигателем, но и координатором растущей глобализации среды образования.

Сегодня цифровые технологии обучения принимают формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого, динамичного процесса, тем самым актуализируя тезис «Человек – институт образования».

В формировании образовательной средыважное место занимает и архитектура зданий. Примером может служить проект здания Международной Арктической школы. Архитектурное решение школы должно изменить представление о традиционной системе линейной формы преподавания со строгим контактом учителей и обучающихся.

Виртуальное сетевое пространство будущей школы объединит в единое информационное образовательное пространство ведущие образовательные учреждения республики, страны, мира. Учебные помещения будут представлять классы-трансформеры, предоставляющие возможность заниматься с разным количеством детей в разных форматах, а также реализовывать программы индивидуального обучения.

В научном центре будут аккумулированы ресурсы всего учебно-технологического комплекса со следующими структурными компонентами:

  • лабораторией компьютерной графики и робототехники;
  • центром биоэкологических исследований;
  • физической и химической лабораториями;
  • лабораторией космических исследований с планетарием, оснащенной системой приема данных со спутника, телескопами и так далее.

Однако современная инфраструктура не приведет к желаемому результату по повышению качества образования без ключевой фигуры – педагога. Поддерживая тезис международных экспертов о том, что для полноценной реализации потенциала современных пространств требуется адекватный ответ со стороны методического обеспечения и практики, сегодня нужно сосредоточиться на решении проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Современный педагог должен учить учиться, передавать так называемые непредметные знания – способность действовать с применением полученной информации.

В динамично меняющемся мире нередко возникает ситуация готовности к действиям. Поэтому в сегодняшней ситуации, когда обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого, динамичного процесса и человек становится институтом своего образования.

СМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100