Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дискуссионные площадки




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Институты гражданского общества и управление развитием». Модератор – Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Владимир Бацын поставил вопрос о самой системе образования, об экзаменах и оценках, о чрезмерной роли государства, стремящегося контролировать результат и качество образовательных программ – это должно стать делом исключительно самого образовательного сообщества и потребителей. Как же понимать нашу ближайшую перспективу в этом контексте?

Эксперт отметил, что социокультурная практика ребенка должна быть равноценна содержанию его образования, а учебные предметы – это инструмент, который наполняет эту социокультурную практику. Важно выделять детское «Я» в диалоге с социумом и в этом деле педагоги, родители и общественность должны сотрудничать для организации взаимодействия ребенка с социумом. Отсюда мы приходим к вопросу: «Действительно ли общественность должна стать необходимым посредником? Каким? Какую роль играет общественность в трансформации нынешних школ? Она есть ли вообще в этом контексте? Таким образом модератор отметил ключевые вопросы дискуссии.

Криштиан Штраке, Кристиан Штраке, профессор Открытого университета (Нидерланды) выделил три уровня изменений: «макро», «микро» и переходный уровень, который находится между ними. Выступающий отметил, что обращаясь к гражданскому обществу, мы должны рассматривать все три уровня.

Образовательная политика в сообществе представляет собой уровень «макро», поэтому можно извне диктовать те изменения, которые должны произойти на уровне «макро», но они могут влиять на эти изменения на уровне «микро», то есть на уровне построения диалога школы с общественностью. Тем не менее, самая важная часть заключается на переходном уровне от «микро» к «макро», когда каждая школа может определять свой вектор развития, потому что ситуация сильно отличается от города к городу, о страны к стране.

Афанасий Ноев, председатель общественного совета Министерства образования Республики Саха (Якутия) отметил, что во всех государственных органах есть общественный совет, который формируется государственным органом, он же сторонник того, чтобы это формировалось общественностью. Не так давно был принят Закон о родительской ответственности, отметив, что любая инициатива приветствуется и общественность должна взять ответственность в формировании модели школы, которая нам необходима, но, с другой стороны, есть российские стандарты которые необходимо выполнить.

Ольга Андросова, председатель Комиссии по вопросам поддержки семьи и демографической политики Общественной палаты Республики Саха (Якутия) в своем выступлении отметила, что родители должны понимать свою ответственность: водить в школу, обеспечивать всем необходимым, кормить, заниматься дополнительным образованием, но не все родители добросовестно выполняют свои прямые обязанности, не говоря уже об активности членов общественной палаты. К примеру, на данной дискуссии отсутствуют представители родительского комитета и некоммерческих организаций. Тем не менее, есть ряд проблем, касающиеся их напрямую, например, многие государственные ведомства слишком закрыты для доступа общественности. Было обращено внимание на проблемы, с которыми сталкиваются учителя – классы переполнены, две смены, нет необходимого оборудования.

Владислав Хабаров, заместитель директора Транспортного техникума г.Якутска, председатель ассоциации молодых преподавателей организаций профессионального образования начал свое выступление с того, что средства обучения устарели (классно-урочная система, обучение в школе). Тут он отметил необходимость введения экспериментальных площадок на местах.

В завершение работы дискуссионной площадки Владимир Бацын высказал мысль об убежденности в том, что существуют внутренние и внешние «тормоза», которые мешают общественности продвинуться. Прозвучал еще один вопрос адресованный якутской общественности: «Можно ли представить в Якутске возникновение неформальной, юридически неоформленной точки пространства, где идет обмен мнениями?». Эксперт выразил мнение, что изменить это в рамках существующего положения дел невозможно – невозможно создать новую ментальность, новую систему образования. Однако, есть пути, совершенно простые пути, с помощью которых общественность может принять участие в развитии детей, просто пустить их в свою профессиональную среду, объяснить, например, как работает снегоуборочная машина, позволить поприсутствовать на судебном заседании, развивать их критическое мышление, не боясь ставить неординарные вопросы.

Лия ЯНЫШЕВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Компетенции в глобальном информационном обществе». Модератор – Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Не касаясь здесь очевидных вопросов, относящихся к технологической грамотности или к приемам работы с информацией, сделаем акцент на необходимости развития у детей и подростков компетенции критического мышления: ее неразвитость способна ввести человека в очень опасные зоны социальных и психологических рисков.

С критическим мышлением тесно связана и другая исключительно ценная универсальная компетентность, без которой немыслима продуктивная жизнь и деятельность в глобальном информационном обществе. Это – способность к диалогу: с иными людьми, иными культурами, иными способами миропонимания и т.д.

Отсюда – актуальность вопроса о качестве того общекультурного контекста, в котором развивается ребенок: широта его культурного кругозора и запросов, богатство собственного жизненного репертуара (видов и содержания деятельностных проб), богатство и осмысленность жизненных впечатлений и так далее.

В любом случае нужно понимать, что информационное пространство – это пространство, населенное миллионами людей – их мыслями, творчеством, целями, и интересами (далеко не всегда добрыми). Поэтому чем отчетливее подросток сознает цель своего прихода в это пространство, тем более высоко следует оценить его и тех людей, которыми он обязан своей интеллектуальной и нравственной зрелостью (и это – еще одна универсальная компетентность).

Владимир Бацын отметил, что мы привыкли строить системы, встроенные в более крупные системы, по иерархическому принципу, помещая одни над другими на манер пирамиды. Но это ложная проекция. В природе не существует «над» и «под», не существует иерархий. Есть лишь сети, вложенные в другие сети. Должна быть не иерархическая, а сетевая логика структуры информационного общества.

Можно ли представить общеобразовательную организацию, действующую в сетевой логике? Что в таком случае выступит в качестве «узлов сети»? Какая информация станет «сырьем», а какая – «продуктом» деятельности?

Цель школьного образования – помочь ребенку выработать собственную образовательную траекторию и программу. Человек – есть цель, есть средство самого себя.

Орозобек Кайыков, руководитель зонального отдела международного союза электросвязи для стран СНГ заметил, что наиболее очевидным критерием измерения информационного общества, как мы отмечали, принято сегодня считать уровень доступа к ИКТ. Но даже оперируя подсчитываемыми показателями (число телефонов, число Интернет-хостов, объем переданной информации) практически невозможно определить границу между информационным или неинформационным обществом. Критично уже то, что не существует установленных стандартов определения информационного общества. Разумеется, существуют и другие критерии. По одному из них, переход к каждой новой фазе общественного развития определяется соответственно степенью занятости населения в том или ином социально-экономическом секторе. Если в обществе более 50% населения оказывается занятым в сфере информационных услуг, такое общество становится информационным.

Признаки глобального информационного общества:

  • Наличие персонального компьютера и подключения к Интернету в каждом доме;
  • Исчезновение географических и геополитических границ при сохранении национальной самобытности оригинальных культур;
  • Возможность тотального и постоянного доступа к информации любого вида и назначения из любого государства и в любой точке географического пространства. Возможность беспрепятственного потребления и распространения информации;
  • Возможность коммуникации в режиме реального времени с каждым членом общества и с любой организацией;
  • Качественное изменение способов сбора и распространения информации, которая должна быть открыта для всех, бесплатна, качественна и достоверна и находиться в постоянном доступе;
  • Возникновение новых средств массовой информации, полностью ориентированных на потребности аудитории и функционирующих в формате интерактивности при её активном участии;
  • Появление новых форм деятельности, связанных с функционированием Интернета и других технологий и средств коммуникации.

Развитие информационного общества существенно изменило весь наш образ жизни, оказав воздействие на различные сферы общественного устройства. Благодаря новым технологическим условиям генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В информационном обществе социальные и технологические формы организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (в экономической системе) и заканчивая объектами и обычаями повседневной жизни.

Формирование информационной компетентности предполагает развитие таких способностей:

  • знать понятия, связанные с информацией, особенностями соответствующих процессов, основой которых она предстает и информационно-коммуникационных средств ее обработки;
  • применять ИКТ при реализации учебной, профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • выбирать оптимальные пути решения задач (и их непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;
  • владеть методами и способами, которые позволят осуществлять поиск, сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение, распространение информации и повышение качества реализации этих действий за счет приобретенного опыта;
  • самостоятельно организовывать собственную информационную деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;
  • оценивать важность информации на современном этапе развития общества и личного взноса при осуществлении информационной деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать.

Наталья ФЕДОТОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Проектирование содержания: интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, системный интегратор как условие открытости образования». Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков обозначил основные направления для обсуждения. Перестройка всей сферы образования требует кардинальных изменений:

  • расширяя культуру ребенка, заполнить его свободное пространство;
  • подготовить ребенка к взрослой жизни;
  • стратегия социализации должна осуществляться в расширенной зоне ближайшего развития ребенка;
  • во главу угла образования нужно ставить персональное развитие человека.

Снять барьер «школа – общество». Весь образовательный контент должен строиться в неразрывной связи как единое образовательное пространство. В системе образования ребенок не должен видеть границы между образовательными организациями: детским садом, школой, профессиональным образованием.

При обсуждении обозначенных проблем живой интерес у участников вызвало выступление Анны Деменевой, директора школы дизайна «Точка» г.Пермь. В г.Перми принят муниципальный проект Школа дизайнерского направления, который объединил образовательную школу со стандартными учебными программами и профессиональное сообщество. Муниципальный образовательный стандарт принят городской думой Перми. Анна Деменева раскрыла содержание не только многообразной продуктоориентированной деятельности обучающихся, но и инновационные механизмы управления образованием: организация краткосрочных модульных курсов на основе договора с различными организациями, введение должности арт-директора, создание механизмов финансирования дополнительного образования (10% бюджета идет на ФОТ, 90% - на развитие образовательной среды).

В своем выступлении Эдуард Кондратьев, первый заместитель министра МО РС (Я), подчеркнул, что целью интеграции дополнительного, общего и профессионального образования является успешная социализация обучающихся и повышение качества образования. Как участник пилотного проекта, Республика Саха (Якутия)в данное время разрабатывает модель дополнительного образования.

В своем резюме РоманСелюковподчеркнул важность учета субъектности ребенка при выстраивании содержания образования и завершил работу дискуссионной площадки словами: «Мы должны определиться - или сохранить старую модель школы, или исходить из интересов ребенка. Интеграция – это взаимодействие социальных институтов. К сожалению, на сегодня не создана интеграция управленческих взаимодействий, есть проблема в финансировании. Возможно учреждений, организаций станет больше, если мы будем работать в интерсах ребенка более эффективно. Это начало разговора…»

В основе интеграции – образовательная ситуация, в которой у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, форм, технологий обучения ребенок может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции.

Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах. Представление результата может быть как на уровне класса, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление результата (продукта) на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.

Результаты интеграции общего и дополнительного образования для обучающихся:

  • увеличение пространства развития творческой и познавательной активности;
  • возможность реализации индивидуальной образовательной программы обучения;
  • расширение тематики изучаемого материала;
  • возможность демонстрации способностей, невостребованных основным образованием;
  • увеличение спектра учебных предметов;
  • повышение роли самостоятельной работы;
  • возможность реализации лучших личностных качеств.

Сегодня необходимо активно разрабатывать новые модели интеграции общего и дополнительного образования, в том числе, через создание образовательных комплексов, когда организации дополнительного образования становятся структурными подразделениями образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на бюджетной основе. Такой поход обеспечивает максимальную доступность дополнительного образования и повышение качества общего образования, что доказано, например, практическим опытом г. Москвы.

Идеи, мнения, предложения участников дискуссионной площадки, позволят нам выявить ключевые проблемы, подходы и механизмы решения выявленных проблем в проектировании содержания образования на территории региона. Прямой диалог общественности и всех участников образовательного процесса позволит обозначить необходимые тенденции, векторы развития и совершенствования системы образования в Республике Саха (Якутия).

Клара ОХОТИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Эффективный контракт: реально ли изменить качество образования». Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков подчеркнул, что эффективный контракт в системе образования необходимо рассматривать с позиции управленческой рамки, в которой эта конструкция возникает. Предельно общая рамка – повышение эффективности бюджетных расходов. В этом смысле слово «эффективность» связано с образовательными эффектами слабо. Слово «эффективность» в этой смысловой конструкцией связано с эффективностью расходования бюджетных средств. Фактически государство хочет знать, насколько деньги, вкладываемые в образование в рамках мероприятий, связанных с повышением заработных плат бюджетников, оборачиваются результатами, превышающими (улучшающими) прежние результаты.

Повышение эффективности – это управление баланса двух параметров: затраты и результаты(эффекты). Эффективность может достигаться четырьмя способами:

  • при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по количественным признакам;
  • при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по качественным признакам;
  • при неизменности результатов по количественным и (или) качественным признаком сокращается количество ресурсов;
  • темпы наращивания количественных и качественных параметров результата деятельности превышают темпы увеличения ресурсов.

Все четыре способа имеют границы применимости. В определенный момент эффективность возникает на границе оптимального баланса затрат и результатов. В случае запредельного наращивания требований к результатам при неизменности ресурсов происходит падение престижа профессии и массовый уход из профессии, что и произошло в 90-ые и начале 2000-ых годов в нашей стране.

Модель эффективного контракта должна выстраиваться с учетом этих замечаний. Нельзя содержательно переоценивать задачи, задаваемые рамками федеральных управленческих проектов. Чаще всего, задачи там бессодержательны. А содержательные задачи может поставить само педагогическое сообщество.

Роман Селюков отметил, что эффективный контракт - это Положение о системе оплаты труда в конкретной образовательной организации. В этом положении нам важно наладить все так, чтобы повысилась эффективность работы педагога с точки зрения получения им максимальных результатов с минимальными внутренними затратами. А это уже вопрос смены технологии работы педагога. В таком случае необходимы экономические механизмы, которые позволят стимулировать внутреннюю работу педагога.

Иван ТРИФОНОВ




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Образ открытой школы: карта перемен и механизмы реализации». Модератор – Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Елена Осипова отметила, что в открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и так далее. И главное, в открытой школе, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления человеческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.

В условиях возрастающей потребности обновления инфраструктуры и содержания образования сегодня востребована разработка комплексных проектов по созданию высокотехнологичного открытого образовательного пространства на основе принципов индивидуализации, полилингвальности и эффективности.

Открытое образование рассматривается как изменение свойств системы образования в направлении большей свободы при планировании образовательного маршрута, выборе места, времени и темпа обучения через построение новой архитектуры образования, позволяющей современными технологическими средствами обеспечить его мобильность, интерактивность и индивидуализацию.

Индивидуализация рассматривается как комплексная технология работы с личным выбором детей.

Разработка и реализация комплексных проектов включает создание новой инфраструктуры, адресное оснащение образовательных организаций высокотехнологичным оборудованием и актуальным содержанием, введение высокопродуктивных подходов в управлении образованием в целях максимальной индивидуализации образовательных программ.

Реализация проектов по созданию системы открытого образования включает в себя:

  • проведение анализа эффективности и образовательных ресурсов,
  • модернизацию системы нормативно-подушевого финансирования,
  • создание единой автоматизированной информационной среды,
  • введение единой электронной карты обучающихся и воспитанников, позволяющей учитывать финансирование различных индивидуальных образовательных маршрутов прозрачно, оперативно и адресно,
  • изучение образовательных возможностей всех организаций, предоставляющих образовательные услуги,
  • филиализацию, вокруг образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги высокого качества;
  • создание образовательных комплексов, включающих общеобразовательные организации и организации дополнительного образования детей и культуры в целях эффективной реализации ИУП в условиях введения полилингвальной среды,
  • дальнейшее развитие безбарьерной образовательной среды для детей с различными образовательными возможностями.

Кроме этого в рамках обновления содержания образовательных программ, обеспечения вариативности и индивидуализации актуален полный переход на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам в старшей школе и выборочно в подростковой школе), трилингвальности (якутский, русский, иностранный по выбору), перехода на трилингвальное обучение в пилотных детских садах и школах, реализации межведомственных образовательных программ в целях качественного изучения родного языка и формирования национальной самоидентичности обучающихся.

Одна из первоочередных задач - подбор и обучение мобильной мотивированной и компетентной административной команды.

Иван ТРИФОНОВ




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Полилингвальная среда детского сада: открытый диалог языков и культур». Модератор – Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что целью программ формирования полилингвальной среды детского сада является создание возможностей оптимального развития детей в условиях многоязычия. В силу соседства разных национальностей, языковая среда Якутии достаточно многообразна. Исходя из этого, вопросы создания полилингвальной среды в детских садах Якутии и реализация программы «Полилингвальный детский сад», предполагающей воспитание детей дошкольного возраста с учетом особенностей многонациональной республики, особенно актуальны

Важнейшим условием реализации содержания программы является создание образовательной среды, эмоционально комфортной и развивающей ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры программы:

  • Обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • Развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии, ответственности и чувство меры);
  • Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности, активизация творческого потенциала.

Главным принципом создания образовательной среды детского сада является сочетание и чередование ситуаций, в которых: ребенок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне (воспитателем, правилами группы, другими участниками образовательного процесса и так далее) – адаптивная составляющая; ребенок активен, и сам задает нормы и правила, выбирает материал, партнера, способ деятельности, придумывает правила игры и так далее – пространство детской инициативы.

Педагоги используют технологии, которые сохраняют психическое здоровье ребенка, развивают крупную моторику, обеспечивают интеллектуальное, волевое развитие и развитие эмоциональной сферы. Все виды активности детей организовывают педагоги, говорящие на разных языках. Педагоги проходят специальное обучение: погружение в языковую среду посредством постановки спектаклей, музицирования, рисования, проектирования событий и занятий, организации игр.

Образовательные результаты детей, формируемые в ходе реализации программы полилингвального детского сада: математические представления и основы письма, чтения и естествознания; ребенок экспериментирует, конструирует, проектирует; лингвистические и художественно-эстетические навыки, формируется творческий потенциал; стремление к активному и здоровому образу жизни, обладание установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; понимание и следование правилам безопасности; освоение культурных способов деятельности; проявление инициативы и самостоятельности, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; готовность к обучению в школе.

Среди составляющих успеха полилингвального детского сада эксперты отмечают следующие: социальная ситуация развития, театральная среда, предметно-пространственная развивающая среда, музыкально- художественная среда, зона ближайшего развития ребенка и взрослого, языковая среда, когнитивная среда.

Иван ТРИФОНОВ

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Новая роль педагога: игромастер, тьютор, сетевой учитель…». Модератор – Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Cвое выступление Наталья Шадрина начала с современных представлений о новом образе педагога. В образовании появились новые роли для педагога: тьютор, сетевой учитель, игропедагог, игромастер и другие. Эксперт выделила следующие ключевые моменты:

  • каков механизм внедрения данных профессий с точки зрения нормативного поля;
  • как на практике осуществлять их деятельность.

Зачем нам нужны игромастер, тьютор, сетевой учитель и нужны ли они обновленной школе? Насколько нынешняя система преподавания помогает создать условия для индивидуализации программ, как сделать школу будущего, как нормативно закрепить данные профессии?

На данный вопрос Николай Неустроев, профессор кафедры начального образования Педагогического института СВФУ заметил, что на кафедре начального образования СВФУ идет подготовка учителей для работы в кочевых малокомплектных школах. Что это означает, учитель выпускается со специальностью учитель начальных классов и тьютор. Как тьютор, учитель может вести ряд предметов в 5-8 классах. В старших классах тьютор должен найти педагога-предметника индивидуально на каждого ученика. Также в программе обучения есть модуль «дистанционное обучение».

Афанасий Владимиров, министр по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) отметил, что говоря о новой роли учителя мы должны помнить о некоторых моментах: во–первых, в данное время наши школы консервативны, закрыты и, во-вторых, учителям необходимо учитывать разные подходы к обучению ребенка, только тогда мы сможем подготовить его к жизни. Обязательно должны привлекать родителей, бабушек, дедушек к образовательному процессу. Учитель будущей школы должен видеть все стороны своего ученика, видеть его пространство и использовать все ресурсы, в данном случае не закрываясь в рамках одной школы, а выходя за эти рамки. Например, министерство по делам молодежи и семейной политике может предложить школам наполнить содержанием вариативную часть учебного плана и несколько вариантов развития сотрудничества со школами.

По мнению Натальи Жорняк, победитель ПНПО-2015 г. главное качество, которым должен обладать тьютор – это добровольное сопровождение ученика в социальный мир. Ключевое слово – добровольное. Какими ключевыми компетенциями должен обладать учитель будущего? По мнению Натальи Жорняк, учитель должен быть интересен детям, уметь убеждать, танцевать, быть современным.

Продолжила тему тьютора Александра Борисова, учитель городской классической гимназии г.Якутска: «Если смотреть на все эти профессии, мне ближе тьютор. Ведь учитель, прежде всего человек, который находится всегда рядом с учеником, который отвечает за доверие людей. И этими критериями обладает тьютор. Он является и классным руководителем, наставником и учителем-предметником. Важно сейчас для нас выйти из повседневной рутины и стать наставником для детей, который помогает и развивает ученика. Но в данное время это сложно сделать, так как классы переполнены, обучение проходит в две смены, и все инновации встречаются с опаской, так как они ложатся на плечи тех учителей, которые сами учились по традиционной системе и обучают своих детей так же. И позиция родителей не всегда правильна. Ведь многие из них возложили ответственность на школу, на учителей, а учителя боятся выходить за пределы школы «не дай Бог что произойдет».

Ольга Ким, педагог детского сада №16 г.Якутск заметила: «Сюда я пришла в качестве мамы и учителя. Вся моя карьера педагога зависит от конкурса, аттестация своего рода конкурс. И как мама я не хочу, чтобы мои дети в дошкольном возрасте участвовали в различного рода конкурсах, а как педагог я должна принять участие и вовлекать детей. И получается замкнутый круг. И одним из выходов в данной ситуации мне кажется, будет, если мы поменяем формат конкурса на фестивали, где оценивается только активность. Следующим шагом вовлечения родителей в процесс обучения может быть включение их через социальные сети».

Наталья Шадрина подчеркнула, что сейчас идет тенденция к изменению, школа останется институтом, но в каком виде? И что будет значить школа для ребенка? Отсюда вытекает задача, которая должна стоять перед каждым учителем – какое место я как учитель займу в этом образовательном пространстве?

В конце дискуссии спикеры резюмировали свои выступления.

Наталья Жорняк – учитель должен постоянно учиться, меняться, не бояться новых слов и терминов. Находить, подстраиваться. Главное желание.

Николай Неустроев – учитель должен кардинально меняться. Знаниевая парадигма переходит в парадигму развития личности ученика. Как мы будем развивать нашего ученика – это должно стать индивидуальной задачей каждого учителя.

Афанасий Владимиров – нужно меняться в лучшую сторону, привлекать всех участников образовательного процесса. И во главе всего должен стоять ребенок.

Людмила ПРОКОПЬЕВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)




16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Профессиональный стандарт: инструмент повышения качества образования или механизм отбора педагогических кадров?». Модератор – Ольга Устюгова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В рамках дискуссионной площадки участники обсуждали организационно-управленческие аспекты внедрения профессионального стандарта педагога, преобразований в системе подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических работников, которые повлечет внедрение столь обсуждаемого и противоречивого документа.

Ольга Устюгова обозначила проблемные, узкие места, на которые необходимо обратить внимание и обсудить в данном формате дискуссии:

  • Каким образом соотносится профстандарт с ФГОС?
  • Что изменится в системе аттестации педагога?
  • Как внедрять профстандарты?

Глубокий анализ проблем и перспектив внедрения профессионального стандарта затронула Кристина Иванова-Александрова, директор СОШ №24 г.Удачный (Мирнинский район), а именно в части трудностей и рисков для руководителей. Были предложены конкретные шаги по внедрению профессиональных стандартов, а также рассмотрены положительные стороны этого явления для самого педагога.

О том, что учитель должен сам меняться, быть мотивированным на изменения, которые требует не только профессиональный стандарт, но и современные условия и о школьных проектах, которые направлены на создание условий профессионального и личностного роста педагога поделилась Светлана Федорова, директор СОШ №7 г.Якутска.

Роберт Андреев, заместитель директора по учебно-методической работе Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения затронул острый вопрос подготовки психологов и педагогов в части сформированности профессиональных компетенций бакалавров, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Анна Неустроева, заведующая кафедрой начального образования СВФУ рассказала о том, что в современных условиях Педагогический институт СВФУ работает в интенсивном режиме. Так, ежегодно «перезагружаются» учебные планы в соответствии с ФГОС. Совместными усилиями кафедр пединститута разработаны «университетские» компетенции, на формирование которых нацелены отдельные учебные и спецкурсы. Но вместе с тем, на сегодня остается проблема организация педагогической практики, так как не все школы готовы принять студентов.

Об опыте внедрения профстандартов поделилась Любовь Алексеева, заместитель руководителя Центра методического обеспечения Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия), которая отметила необходимость комплексного подхода с участием различных сфер, так как профессиональный стандарт касается не только образования. И в этой связи необходимо проведение подобных дискуссионных площадок, где не только должны коллегиально обсуждаться проблемы, но и приниматься конкретные решения.

Алексей Рытов, ректор Московского открытого университета образования в своем комментарии отметил самый важный момент, который был неоднократно подтвержден выступлениями участников, то, что стандарт не воспринимается как метрологический инструмент. Профстандарт – это все таки ориентир для руководителя, каким он должен сделать педагога в процессе деятельности. И, который, в конечном итоге, удовлетворял бы потребности конкретной образовательной организации.

Цель дискуссионной площадки – обозначить проблемы, на решение которых должно быть ориентировано педагогическое сообщество в ближайшее время, была достигнута.

Саргылана СЛЕПЦОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100