Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Четвертый день




Нет ничего невозможного, изменяя себя, мы изменим пространство вокруг нас!

Подходит к концу очередной день стажировки. Сегодня мы побывали в двух очень разных, на наш взгляд, детских садах. Разные по архитектуре, по организации режима жизнедеятельности, по подходу к образовательным формам. Переполненность полученной информации, визуальных впечатлений, эмоциональных переживаний привела к тому, что мы почувствовали необходимость поразмышлять об увиденном и пережитом. Для этого мы провели полипозиционный анализ, с точки зрения ребёнка, родителя, неравнодушного педагога. Маленькое уточнение: ребёнок, родитель и педагог из России.

Итак, представим, что мы дети. Здорово, что можно из дома принести любимую еду и съесть её вместе с друзьями, когда захочется перекусить! Замечательно, что можно играть на полу и забираться по лестнице в домик под потолком! Интересно самому побыть помощником повара, и самому приготовить еду! Очень нравится малевать на стене разными материалами и разными способами. И совсем не страшно на прогулке взлетать на качелях, скатываться с крутой горки, карабкаться по канату, залезать на крутые откосы, проползать в настоящем тоннеле, весело катать друзей в тележке, строить замки в огромной песочнице, мчаться на велокарах. Я сам могу выбрать куда идти, с кем играть и чем заняться. У меня есть мой личный ящичек, в котором лежат мои игрушки и «сокровища», который никто не берёт без моего разрешения. Я сам решаю, когда мне нужна помощь. Кроме игрушек из магазина, в детском саду есть много интересного (бросовый материал). В моём детском саду красиво, мы сами его украшаем. Здесь всегда весело, мы шутим и смеёмся, поём под гитару.

Теперь посмотрим на всё, что происходит в детском саду, глазами родителя. Хорошо, что дети кушают с аппетитом, но лучше, если они будут питаться полезным горячим блюдом, есть одинаковую пищу (чтоб не было повода для зависти) в правильное время. Хорошо, что дети много двигаются, но я переживаю, что мой ребёнок может получить травму. Мне нравится, что когда я прихожу в детский сад, то вижу много работ моего ребёнка. Хорошо, что ребёнок может заниматься тем, к чему у него есть интерес, но хочется, чтобы к школе он получил больше знаний. Хорошо, что ребёнок становится самостоятельным, когда сам ходит по детскому саду, но я переживаю за его безопасность. Это правильно, приучать ребёнка к понятию «личная собственность», но не хочется, чтоб мой ребёнок не умел делиться. Я бы хотела, чтоб моему ребёнку чаще помогали и уделяли внимание. Считаю, что моему ребёнку было бы полезно позаниматься с интерактивной доской или робототехникой, вместо того, чтобы играть с ниточками и камешками. Вместо того, чтобы петь и танцевать лучше бы больше занимались грамотой и математикой. Не укладывать детей спать неполезно для их нервной системы.

Примечание, данные мнения родителей не всегда совпадают с мнением авторов.

В своей профессиональной позиции мы далеки от слепого преклонения перед европейской педагогикой. Мы прекрасно понимаем, что в отечественном дошкольном образовании есть бесценный опыт, и этот опыт может засиять новыми гранями, если из увиденного, в австрийских детских садах, мы сумеем взять рациональные идеи. Мы увидели, как реально использовать детское творчество в дизайне детского сада. Мы смогли отследить, как можно образовывать и развивать детей без навязчивых обучающих форм. Мы отметили, что на ряду с огромным доверием руководителей и родителей к выбору педагогами содержания, форм и средств образования, педагоги осознают ответственность за этот выбор. Мы почувствовали огромное доверие и уважение к ребёнку. Это закреплено в предметном пространстве через портфолио, «openspace», необычном обустройстве прогулочных участков. Нас искренне восхитило разнообразие материала для сенсорного развития детей. Неизгладимое впечатление произвело на нас общение детей в разновозрастных группах!

Рассуждая с трёх позиций, мы пришли к выводу: нет ничего невозможного, изменяя себя, мы изменим пространство вокруг нас. Ведь осилит дорогу - идущий!..

Вера ПЛОТНИКОВА, Наталия ШЕВЧЕНКО, г.Новоуральск

Сегодня нам подарила новую порцию ярких впечатлений встреча с детскими садами в городках Гумбольдскирхен и Трайскирхен. В первом детском саду я отметила для себя много общих моментов. Это открытость всех помещений для детей, большие окна без занавесок, что делает комнаты необычайно светлыми, у каждой группы есть своя терраса, на которой дети могут играть в любое время, а оттуда есть спуск на общую территорию для совместной прогулки. Повсюду следы детской деятельности. Много общего, но именно личность педагогов, работающих с детьми, делает каждую группу уникальной.

В Трайскирхен нас встречали, на мой взгляд, самые открытые и приветливые дети, из тех, с которыми мы общались во время стажировки. Они дружелюбно встречали нас, здоровались, срывали и дарили нам одуванчики. Может быть, это обусловлено тем, что эти дети развиваются в детском саду, где реализованы идеи «Open space».

Мы увидели пространства, наполненные разнообразным материалом для всех видов детской деятельности.

Не могу не отметить увлеченных педагогов, работающих с детьми. Им удается сделать жизнь детей насыщенной, свободной и самостоятельной.

В нашем детском саду мы тоже создаем условия для интересной жизни детей. И мы готовы изменить что-то в себе, чтобы привнести в жизнь наших детей больше свободы и самостоятельности.

Галина ПОПОВА, г.Заречный ЗАТО

Современное здание детского сада гармонично вписалось в окружающий ландшафт деревни Гумбольдскирхен. Светлый фасад здания отделан деревянными панелями. Ведущая линия оформления внешнего дизайна поддержана и внутри помещения. Мебель в группах и раздевальных комнатах экологически безопасная, выполнена из дерева светлых тонов. Нетрадиционный подход применен к расположению зон свободного творчества в общих помещениях детского сада (холл, коридоры). Это важно, когда развитию творческих способностей уделяется особое внимание. Детские работы размещены повсюду: в группах, в раздевалках, в пищевом блоке, в кабинете директора. Мы отметили для себя, каким образом могут отражаться принципы построения среды по ФГОС ДО: полифункциональность, доступность, вариативность.

Значимым для нас является посещение детского сада города Трайскирхен. Старинное здание городской больницы, в результате совместной многолетней работы директора детского сада и дизайнера, в 2009 году было переоборудовано в детский сад – открытый дом, где дети выбирают сами, в каком помещении они будут находиться сегодня. Как отметила директор: «Каждый ребенок получит то, что он хочет. Если он не хочет гулять, мы создадим условия для деятельности в помещениях детского сада». Помимо групп есть физкультурный зал, мастерские, комната творчества, библиотека, учебная комната. Уникальность дизайна дошкольного учреждения в том, что находясь в одном помещении, можно увидеть, что происходит в других. На территории детского сада расположен единый прогулочный комплекс без разграничения на групповые участки. Дети имеют возможность реализовывать свои двигательные потребности, выращивать растения, экспериментировать с различными материалами, воплощать свои идеи, желания и потребности.

Во время рефлексии участники стажировки отметили, что основную финансовую поддержку осуществляют власти муниципалитета, но в месте тем, организатор стажировки уточнила, что только творческие педагоги, объединенные общими замыслами и представлениями, способны создать развивающее пространство для своих воспитанников.

Лилия ПРИТЧИНА, Светлана ПАНТЕЛЕЕВА, г.Озерск

Сегодня мы посетили два детских сада. Удивили решения по использованию помещений коридоров, холлов, лестничных пролетов для выражения творческих идей детей, для создания очень ненавязчивого предложения детям действовать, манипулировать с предметами. Поражает умение бережно и уважительно относиться к продуктам деятельности детей.

Архитектура внутреннего пространства, позволяющая свободно, но при этом безопасно перемещаться – это просто фантастика! Мы увидели идеи, которые можем применить у себя. Были планы по организации прогулочных участков, сегодня мы увидели, как это можно воплотить, и как это работает на практике. Впечатлений море, идей огромное количество. Наши идеи, которые дома казались фантастикой, мы увидели в реальном воплощении. Будем работать!

Елена МЯЗИНА, г.Трехгорный

Сегодня – новое событие. Посещение двух больших садов. Первое, что не устаёт удивлять – это архитектура зданий, планировка внутренних помещений. Сразу начинаешь мысленно переносить на своё учреждение. Конечно, коридоры не расширить, новых помещений не пристроить. Но главное – увидела многие моменты в организации предметно-развивающей среды, распорядка дня, деятельности детей, которые смело можно применить в своей работе. Поражает творчество детей. Его очень много!

Сегодня представилась возможность увидеть детский сад открытого типа, про которые только читали. Просто фантастика! По-хорошему позавидовала и детям, и педагогам.

После всего увиденного складывается впечатление, что забота о дошкольном образовании Австрии не только на словах, но и на деле.

Ольга ДУБНИКОВА, г.Трехгорный

Справедливо принято считать, что детский сад это, прежде всего, дети, педагоги, родители. И, любое место, где бы не происходила эта встреча, при заданных условиях - принятие каждого ребёнка, его индивидуальности, раскрытие всех потенциальных возможностей при поддержке заинтересованного взрослого, будет способствовать развитию детей. Однако, побывав в детских садах Австрии впервые убедилась в том, что архитектурный дизайн здания, качество материалов, из которых выполнены внутренние помещения, сохранение и подчеркивание исторической ценности дома, в котором проходит детство детей, создаёт особую неповторимую атмосферу, накладывающую значимый отпечаток на организацию взаимодействия с воспитанниками. В такой детский сад мы и попали в один из дней стажировки. Красивый старинный особняк, окружает который сочного зеленого цвета лужайка, несколько деревьев удачно вписаны в ландшафт, а искусственно созданные неровности территории оборудованы специальными комплексами для развития движений детей. Территория небольшая-несколько качелей, маленький огород с одной грядкой и цветочной клумбой, много ярких желтых ящиков, из которых дети строят всевозможные постройки, несколько взрослых играют с детьми, поддерживая физическую активность или предоставляя возможность уединиться и заниматься своими делами. Входя в старинный и в то же время современный дом замирает сердце-взгляд не замыкается ни на одной стене, высокие потолки, стеклянные стены - создают ощущение действительно, открытого пространства... Со второго этажа спуститься вниз можно по закрытой горке, которые у нас чаще всего мы видим в аквапарках. Все кабинки расположены внизу, они небольшие и так как нет групп, сбоку на кабинке висит список детей, где родитель отмечает, что ребёнок пришёл в детский сад. Расставание с родителем – и дальше ребёнок сам решает, чем он занимается и с кем из взрослых и детей он будет проводить сегодняшний день. Утром 3-4 часа детям предоставляется возможность позавтракать в красивой столовой с высоким потолком и красиво расставленной мебелью. Деревянные ступеньки, обтекаемые поручни словно побуждают ребёнка делать самостоятельные шаги в открытом пространстве, и каждый шаг безопасен и независимо от того, есть рядом взрослый или нет, он не принесёт вреда. Некоторые штрихи, задающие стандарт дошкольного образования, просматриваются в каждом детском саду Австрии - единая форма портфолио (даже в оформлении папки), питание по заказу родителей, следование за ребёнком, его желаниями и интересами, организация жизни в детском сообществе по разновозрастному принципу.

Детский сад, который расположен в местечке Трайскирхен, прежде всего, заставляет задуматься над многими очень важными для развития дошкольника вещами! Как рационально и содержательно развивать ребёнка и в тоже время учитывать его сиюминутные желания и частую смену интересов, как предоставить свободу и самостоятельность (позволяя ребёнку свободно передвигаться по 5-6 этажам) и обеспечить безопасность, как подчеркивая индивидуальность сформировать общность детского коллектива, возможность быть услышанным и принятым в кругу сверстников!

Огромное количество идей, полученных в ходе стажировки, лично для меня требуют тщательного «просеивания» через профессиональное сито, понимая, что важная часть национальной идеи воспитания маленьких российских граждан, это патриотизм, ориентировка в постоянно меняющихся условиях жизни, способность не пасоваться в момент, когда уже в маленьком возрасте ты сталкиваешься с задачкой «навырост».

Вот и задачка для взрослого обозначилась на ближайшее время! А как же без них! Мы уже привыкли к задачкам и думаю, обязательно найдём оптимальное решение!

Елена НЕПОМНЯЩАЯ, г.Зеленогорск





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100