Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Второй день




Австрийский педагог – это тонко чувствующий свой оркестр дирижёр.

Маленькая деревня Нойленгбах, население около 4 тысяч человек. Детский сад, поразительно похожий на дом для большой семьи. В прихожей уютно разместились на стойке детские зонтики, рисунки малышей на стене вдоль лестницы, раскрашенные детьми бабочки в кабинете заведующей… В группе, как в многодетной семье, дети от 2,5 лет до 6. Старшие заботливо держат за руку малышей.

Нас здесь ждали – своими руками сделали табличку с приветствием на немецком и русском языках. Разошлись по группам. В каждой – удачная с точки зрения зонирования пространства расстановка мебели. На стеллажах – детские портфолио и ящички-«секреты», где спрятаны от посторонних глаз вещи, дорогие владельцу, и увидеть их можно только с его желания и согласия. Портфолио – своеобразная иллюстрация жизни ребенка в детском саду, его успехов и увлечений. Страницы в портфолио ребенок формирует сам с участием педагога.

Какова степень участия воспитателя в жизни ребенка? Где границы его влияния? Всё достаточно просто – есть система основных правил, дальше – ты свободен. К примеру, в группе нет места для активной двигательной деятельности, для этого предназначен спортивный зал. Правила не ограничивают жизнь детей, а делают ее упорядоченной, комфортной для жизни в их детском сообществе. При этом педагогом безоговорочно выполняется самое главное – уважение к личности ребенка, его потребностям и желаниям.

Место, где ребенок максимально может их удовлетворить, – весь детский сад. Не только в группе есть для этого возможность, в холле – и оборудование для сюжетных игр, тренажеры для развития мелкой моторики, пособия для детского экспериментирования, комплекс для активной двигательной деятельности. Здесь встречаются и общаются дети из разных групп под присмотром воспитателей. Именно под присмотром, а не под руководством!

Может ли быть такое у нас? Должно быть!

Татьяна ПРОХОРОВА, г.Заречный ЗАТО

...Утро, вместо звонка будильника – пение птиц, просыпаясь, невольно понимаешь, что сегодня день, не похож на другие, сегодня тебя ждёт что-то, о чем ты ещё только догадываешься, и чего пока ты ещё никогда не видел! И это ощущение не покидает тебя все утро, за завтраком, во время трансфера, до самого порога детского сада небольшой австрийской деревни. Эмоции включаются гораздо раньше, чем интеллект (прав великий Л. С. Выготский) и вот штрих за штрихом и уже начинает вырисовываться картинка!

...У порога уютного дома встречают три улыбчивые женщины, всем нам галантно пожимает руку мужчина, по радушной улыбке которого можно уверенно сказать – учитель! Однако, оказывается, это – мэр уютного городка, специально посетивший детский сад для приветствия русских стажеров. Понимаешь, для австрийской стороны такое обоюдное погружение так же важно, и так же загадочно, и неопределенно! Кто они, эти русские педагоги, которым хозяева радушно распахнули двери удивительного, созданного специального для каждого маленького жителя городка, детского сада?! И все мы прожили очень короткий, эмоционально насыщенный этап знакомства – обмен улыбками, взглядами, фотовспышками и беседой на трёх языках. Когда слова были непонятны – помогали жесты, но самое главное, уже в течение первого часа общения в разновозрастной среде детей и педагогов удалось настроиться на самый главный язык общения педагогов – принятие ребёнка, доверия педагогам, уважение к ценностям, принятым в сообществе. Поэтому четыре часа первого дня стажировки пролетели больше на эмоциональном уровне, смыслы появлялись позже, как складывающиеся картинки в забавной детской игрушке калейдоскоп!

Первая картинка: педагог-оркестр, он носитель культурных способов, самых разнообразных от музыканта, играющего на гитаре, запевающего и подпевающего песни, танцующего и извлекающего звуки из любого предмета до бодрого, активного человека, способного организовать и играть в разнообразнейшие подвижные игры, моделировать полосу препятствий высокого уровня сложности, меняя по ходу задачки по её прохождению. Австрийский педагог – это тонко чувствующий свой оркестр дирижёр, который чувствует каждый музыкальный инструмент, создаёт условия, чтобы каждый из них великолепно звучал и был услышан всеми членами этого оркестра, а самое главное, представляет каждому шанс быть «первой скрипкой», а при желании выключиться из общего слаженного его звучания. Протягивая ниточку к нашему педагогу, понимаю главное, стремясь предоставить качественное образование дошкольнику, мы раздробили задачу входа в человеческую культуру на мелкие подзадачки, разделив их на большое количество взрослых, сопровождающих ребёнка (музыкальный руководитель, инструктор и так далее). Однако, почему-то решив, что один взрослый не способен раскрыть ребёнку большинство способов вхождения в культуру в различных видах деятельности, от ребёнка же мы стремимся добиться идеального переноса способа и идеального его применения в любом виде деятельности, тем самым мы потеряли главный образовательный эффект – понимание ребёнком, что есть вещи, которые ты делаешь, действительно, лучше всех, а есть те, которые позволяют тебе получать удовольствие, быть в команде, ощущать себя нужным кому-то! Почти невозможно и существуют единицы таких людей на планете, которые в совершенстве владеют культурными способами познания окружающего мира.

Ещё одна картинка, которая сложилась в моем педагогическом калейдоскопе: высокий уровень доверия педагогу в отборе содержания, способов и времени для осуществления образовательной деятельности и обратный процесс – высокий уровень ответственности педагога в проектировании образовательных отношений с ребёнком, понимание своих профессиональных задач и своей роли в сохранении индивидуальности каждого ребёнка, раскрытие его внутренних возможностей, подчеркивание сильных черт личности каждого воспитанника, что очень хорошо просматривается через следы детской и совместной со взрослым деятельности.

И третья картинка: австрийский детский сад – это «другая реальность», время в этом саду, действительно, замедлило свой ход, временные рамки настолько размыты, режим настолько зависит от детей, задач сегодняшнего дня, что на вопросы «когда», «во сколько» вызывают у сотрудников недоумение и затруднения в ответах! В этом детском мире никуда не торопятся, все живут по правилам, игрушки лежат на своих местах (не оцениваю), сильные уступают слабым, большие помогают маленьким, взрослые... взрослые... живут с детьми одной, очень важной для тех и других жизнью, по правилам, которые приняты в чудесном небольшом государстве, где все понимают, что детский сад – это очень важно, здесь проходят первые годы жизни самых важных людей страны – граждан Австрии.

Елена НЕПОМНЯЩАЯ, г.Зеленогорск

Самую многочисленную группу распределили в самый большой детский сад в деревне Айхеграббен провинции Нижняя Австрия. Сказать, что нас очень тепло встретили – это ничего не сказать. Поприветствовать нас приехал мэр посёлка.

Ещё с улицы мы заметили, что работы детей размещены прямо на окнах. И это так красиво! Войдя в здание детского сада видишь следы детского творчества повсюду – на стенах, потолке, подиумах, окнах, стеклянных дверях, столах... И это лучшие элементы декора помещения детского сада, которые вообще можно придумать!!!

В каждой группе свой, не похожий на другие, созданный с необыкновенной заботой о комфорте малыша и необычайным уважением к его личности, уголок уединения. Заболела этой идеей – продумать и создать свой...

Вообще атмосфера всего детского сада наполнена совсем домашним комфортом и уютом. И отношения между коллегами очень тёплые, не чувствуется никаких административных границ. Совершенно не понятно, где здесь младший воспитатель, а где старший.

Детки легко шли на контакт, мы преодолевали языковой барьер, где-то пытаясь говорить с ними на ломаном английско-немецко-русском, где-то жестами, кивками, мимикой, улыбкой. Очень трогательно дети пытались нам помочь, бросаясь учить нас немецкому языку или объяснять нам что-то так же жестами... Какие они спокойные, свободные, трогательные и счастливые!!!

Нас сопровождали два русскоговорящих педагога. Очень помогали, многое рассказали о системе дошкольного образования в Австрии. Завтра нам предстоит вернуться в это волшебно-уютное место, чтобы погрузиться в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Анна МАРКЕЛОВА, г.Заречный ЗАТО

Второй день в Вене встретил нас дождем. Отряхивая капли, мы зашли в теплый детский «дом». Иначе невозможно назвать небольшой детский сад из 4-х групп. Было приятно, что нас встретила заведующая, держа в руках табличку с надписью на русском языке «Добрый день. Добро пожаловать в детский сад».

Все группы разновозрастные: с 2,5 до 6 лет. По австрийским законам, если до 1 июля ребенку исполняется 6 лет, он становится школьником. В детском саду живут и общаются дети 16 национальностей. Чтобы дети разных культур чувствовали себя комфортно, в детских садах Нижней Австрии (район, в котором расположен детский сад) работают межкультурные педагоги. Это педагоги, которые владеют несколькими языками. Например, мы познакомились с Розой. Роза владеет немецким, английским, чеченским и русским. Во время стажировки она была вместе с нами, помогая преодолеть языковой барьер.

Было удивительно и радостно, что дети сразу же позволили нам участвовать в их делах. Мы играли с ними в настольные игры, танцевали и пели. Даже постарались запомнить слова немецкой песни «Цветочный рок-н-ролл». Это была подготовка к празднику Весны, который в Австрии традиционно отмечают в мае. Оказалось, что в австрийских детских садах, как и в российских, дети празднуют приход весны: украшают детский сад цветами, учат песни, готовят танцы. Специальных занятий никто не проводит, подготовка происходит в совместной деятельности воспитателя, помощника воспитателя с детьми и их родителями. В детском саду, в котором происходит наше образовательное событие, вообще нет узких специалистов. Все воспитатели умеют играть на гитаре, могут организовать двигательную активность, изобразительную деятельность. И для этого созданы шикарные условия.

С нетерпением ждем завтрашнего дня. Встречи с детьми, с которыми успели подружиться. Хочется раскрыть секрет педагогического феномена: дети абсолютно самостоятельны и самостоятельность имеет культурную норму.

Татьяна ГРИЩЕНКО, Светлана АХМЕТШИНА, г.Железногорск

Несмотря на дождливое утро, отдохнувшие после перелета, в бодром расположении духа, мы отправились в детский сад в городок Neulengbach. В детском саду шесть групп в названиях и дизайне которых заложен цветовой признак. Большой честью для нас стал визит главы администрации и руководителя семейного комитета.

После экскурсии по детскому саду каждый из нас имел возможность поближе познакомится с жизнью детей в группе. Педагог «Blaun Gruppe» играл с частью детей в настольные игры, а младший воспитатель с двумя девочками оформляла детские рисунки для выставки. Появление нового человека в группе привлекло внимание детей и они стали проявлять инициативу для знакомства и дальнейшего общения, хотя общением это назвать было очень трудно. Мои слова: - Здравствуйте, меня зовут Лилия. Я не говорю по-немецки и по-английски, никак не повлияли на наше взаимодействие. Культура поведения, открытость, доброжелательность и терпение, с которым дети пытались донести до меня свои мысли, просто поражали.

Среди моментов, запомнившихся особо, хочу отметить во-первых, уважение, с которым взрослые относятся к детям. Прежде, чем присоединиться к игре и взрослые и дети спрашивают, могут ли они это сделать. Если взрослый хочет посмотреть личные вещи или портфолио ребенка, он обязательно попросит разрешения. Во-вторых, уважение и абсолютное доверие администрации детского сада к воспитателям как к профессионалам своего дела. Отсюда и результат: доброжелательная обстановка, спокойный тон разговора, едва заметное, умелое руководство детской деятельностью.

Лилия ПРИТЧИНА, г.Озерск

Сегодня наступил долгожданный день встречи с детскими садами Нижних земель Австрии. Мы попали в самый большой детский сад из предложенных. Он находится в местечке Эйхграбен. Нас встречают мэр Мартин и руководитель детского сада Элизабет. После короткого приветствия для нас организовали экскурсию. В детском саду три здания, с общей территорией. Посещаем все по порядку.

Поражает предметно-пространственная среда групп. Во-первых, ничего нет лишнего. Простая мобильная мебель, немного игр и игрушек. Много разного конструктора и материалов для детского творчества. В каждой группе есть место для уединения для нескольких детей. Во-вторых, в каждой группе много детских работ, которыми украшено помещение: рисунки, вышивка, аппликация. Работы везде: под потолком, на окнах, дверях, стенах.

Удивила организация питания детей. Утром дети приносят с собой некоторую еду, которую могут есть в любое время, когда проголодались. В обед еда централизованная для желающих. Обедают не все, потому что детей разбирают домой.

Не менее интересным оказался распорядок дня. Много времени отведено свободной деятельности воспитанников. Воспитатель при необходимости помогает детям.

Мы были не просто наблюдателями за жизнью в группе. Попробовали поработать с детьми. Не зная языка, знакомились, общались. Поразила спокойная размеренная обстановка в детском саду. Дети самостоятельные, взрослые не влезают без необходимости в их деятельность. В группе действуют правила, которые выполняют все. Впечатления от пребывания в детском саду: доброжелательные сотрудники, свободные дети, система работы налаженная. Все по-другому. Есть, что применить у себя!

Ольга ДУБНИКОВА, г.Трехгорный

Первая мысль, которая пришла после звонка будильника: «Новый день - новые открытия». Выглянув из окна, обнаружили, что на улице идёт дождь, и всё небо затянуто тучами. Энтузиазм резко поубавился. Но вкусный джем янтарного цвета во время завтрака в очаровательном зале, напоминающем зимний сад, вернул к жизни. И вот автобус везёт нас навстречу приключениям.

Весенний дождик стучит в лобовое окно, а мы любуемся красотой австрийской природы. Серые тучи как будто лежат на вершинах гор. Полупрозрачная дымка поднимается вверх с полей, нежняя весенняя зелень радует глаз!

Маленький австрийский городок, который именует себя деревней Нойленгбах, встретил нас тишиной и ощущением неспешности жизни. Узкие улочки, двухэтажные домики, чистые мощеные тротуары, подстриженные аккуратно газоны – вот основные черты провинциального европейского городка.

Долго пытались выделить здание, в котором может находиться детский сад. Искали глазами отдельно стоящую постройку, окруженную прогулочными участками. Мы никак не могли поверить прохожему, который объяснял терпеливо, что это «киндергартен», указывая на здание, похожее на почту, магазин, офис, но не на детский сад. В свою очередь, мы включили в диалог все средства коммуникации, которыми владеем: ломанный английский, ломанный немецкий, яркая жестикуляция и невообразимая мимика. У нас получилось!

Встретили нашу группу руководитель детского сада Сюзанна и специалист по межкультурной коммуникации Малика. Их улыбки, открытость, радушие к нам, доверие к своему персоналу, ненавязчивое внимание к детям вселили в нас уверенность, что сегодня всё получится.

Лирическое отступление завершено, и теперь хочется поделиться главным. Не стоит скрывать, что волнение по поводу возникновения трудностей при взаимодействии с детьми и педагогами присутствовало. И трудности эти могут быть связаны, в первую очередь, с языковым барьером, а также с разностью культурных менталитетов. Педагогическое чутьё подсказывало, что дети помогут. Так и случилось!

Удивило! Поразило! Порадовало! Удивило: 17 детей (из них 13 мальчиков ), но в группе тихая, спокойная, деловая атмосфера. Поразило: дети безусловно следуют правилам, принятым в группе. Порадовало: сами малыши являются проводниками существующих традиций (общее приветствие перед едой, утренний круг, совместное пение под гитару и другое). Удивило: всё помещение группы (стены, окна, потолки) предоставлены для размещения детских работ. Поразило: детские работы оформлены в общей композиции с таким вкусом, что просто превратились в произведения искусства. Порадовало: бережное отношение к любой детской работе и помещение его в детское портфолио. Удивило: помощник воспитателя является активным участником образовательного процесса, учавствует во всех занятиях, играх, беседах, в совместной с детьми деятельности. Поразило: дети приносят еду в детский сад и могут перекусить в любое время по собственному желанию. Порадовало: в разновозрастном сообществе всем детям уютно и тепло, и малышам двух с половиной лет, и шестилетним ребятам, собирающимся в школу.

Последняя мысль дня сегодняшнего: «Чем удивит, поразит, порадует день завтрашний?»

Наталия ШЕВЧЕНКО, г.Новоуральск

Получили опыт общения с детьми не зная языка. Дети очень легко принимают условия общения. Удалось познакомиться, играть в игру, незнакомую раннее детям, самое главное удалось взаимодействовать на протяжении 2 часов без переводчика, воспитателей и помощников. Очень ценный опыт.

Елена МЯЗИНА, г.Трехгорный





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100