Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа в группах




16 апреля 2016 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард '2016» состоялась работа по образовательным программам:

  • Проблематика развития инновационных образовательных сетей: ФИП, сеть «Эврика», школы РО, школы тьюторских практик, «Наношкола», сеть Монтессори, Сколково, «Школа Росатома», «Русские школы за рубежом». Координаторы – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», Ольга Устюгова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»;
  • Стратегии поведения региональных систем образования в условиях глобальных и локальных экономических кризисов. Координаторы – Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика», Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика»;
  • Проект международной полилингвальной школы развития «Эврика» (первая ступень – детский сад), Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Участники группы, обсуждавшей стратегии поведения региональных систем образования в условиях глобальных и локальных экономических кризисов зафиксировали, что в последние годы в региональных системах образования достигнуты следующие системные эффекты:

  1. реализация новых стандартов;
  2. реализация проектов модернизации региональных систем (сохранение и развитие инфраструктуры);
  3. обозначены точки роста в системе подготовки педагогических кадров (яркий пример - концепция развития в соответствии с социально-экономическими запросами региона, новые технологии в образовательном процессе;
  4. имеются отдельные успешные региональные проекты развития (опыт г.Москвы в части создания образовательных комплексов, использование возможностей микрорайона для развития образования, рейтингование и грантовая поддержка по результатам рейтингования).

К факторам, сдерживающим развитие могут быть отнесены:

  1. автономность и самостоятельность образовательных организаций декларируется, но не реализуется на практике, имеет место переход на «ручной» режим управления.
  2. несовершенство механизмов финансирования и сворачивание ресурсов в системе образования, недостаточность ресурсов и инфраструктуры в отсутствии финансирования из федерального бюджета. Решение - переход на новые образовательные технологии с использованием дистанционных программ образования, объединение ресурсов, в том числе путем создания образовательных комплексов. В дошкольном образовании необходимо особое внимание уделить развитию негосударственного сектора путем субсидирования на региональном уровне, а также создания благоприятных условий для инвесторов. В архаичных условиях говорить о развитии образования невозможно. Образование - это та сфера, где требуется многоканальное финансирование. Например, выполнение Указов в части обеспечения зарплаты привело к таким негативным эффектам, как оттягивание средств от программ развития региона на обеспечение зарплат бюджетников, в то же время оплата по результатам, предъявленная в рамках КПМО, так и не состоялась.
  3. неэффективная система переподготовки педагогических кадров.
  4. чрезмерный контроль со стороны надзорных и контролирующих органов. При этом надзорные органы отдалены от образовательного процесса и не учитывают его специфику.
  5. стремление унифицировать учебник в связи с несовершенством механизмов формирования федерального перечня.

Необходима разработка антикризисной стратегии на всех уровнях. Важно, чтобы эта стратегия базировалась на инновационном решении, которое действительно даст толчок к развитию социальной сферы. Отдельное внимание необходимо уделить программам развития кадров, начиная с профориентационной подготовки со школьной скамьи, разработки новых программ обучения, поддержки молодых специалистов, включая долгосрочные программы развития педагогов, программы стимулирования.

В рамках обсуждения Татьяна Митрофанова, директор МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ, отметила, что сейчас перед нами стоит задача встроить антикризисные стратегии в концепцию стратегии-2030. Здесь важно учесть, какие экономические приоритеты стоят в каждом регионе. Другой аспект - финансовые нормативы. Если стандарт образования один, то стоимость реализации программ в каждом регионе разная. Анна Деменева, директор школы дизайна «Точка» г.Пермь, предложила как одно из значимых мероприятий учесть и развитие частно-государственного партнерства как в сфере непосредственно образования, так и в сфере обслуживания образовательных организаций. Также необходимо развитие системы рейтингования, но при этом сами рейтинги не должны быть линейными.

Завершая обсуждение Владимир Бацын отметил, что обсуждая последствия кризиса мы не должны забывать, что сам кризис возможно порожден образованием как системой формирования человеческого потенциала. Мы производим человеческий капитал, который не воспринимает образование как ценность. До тех пор, пока из школы не будут выходить члены общества, а не обыватели, мы будем возвращаться к ситуации кризиса. В этом смысле кризис – это ситуация развития, когда появляется возможность провести объективную оценку эффективности механизмов развития.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100