Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Четвертый день




Добыча информационных ископаемых.

Так уж получилось, что четвертый день нашей зарубежной стажировки в Финляндии пришелся на значимый для всех финнов праздник - пасхальные каникулы. Данное обстоятельство внесло в нашу программу некие коррективы. А именно то, что нас принимали в гостях только руководители двух финских школ, а школьники в это время законно отдыхали. Впрочем, и без общения с финскими детьми мы получили колоссальный заряд новых положительных впечатлений.

Могу смело утверждать, что посещение государственной гимназии в Вантааа всех участников стажировки настолько шокировало в хорошем смысле слова, что мы еще долго «переваривали» увиденное в наших российских головах. Эта гимназия абсолютно не похожа на российские школы, потому что здесь двери открыты с утра для вечера не только для гимназистов (16-19 лет), но и взрослых, всех горожан. Гимназия не на словах, а на деле является настоящим центром общественной жизни четвертого по величине финского города (население – 200 000 жителей). Школа была построена 13 лет назад на деньги муниципалитета, который и является ее хозяином. Чего-чего, а денежных средств в Финляндии, как мы убедились, на оснащение школ не жалеют, и для нашего понимания астрономическая сумма - 27 миллионов евро потрачена с умом. Трудно даже поверить в то, что у гимназии в Вантаа спортивный зал, в котором занимаются профессионалы - спортсмены национальных сборных в игровых видах спорта. Естественно, здесь в большом почете – хоккей, и в него гимназисты играют постоянно. А что представляет собой актовый зал, это просто было за гранью нашего понимания и стало объектом белой зависти. В финской гимназии проходят настоящие театральные постановки. Кроме того, также есть и спортивный зал для единоборств, тренажерный и хореографический залы. Приятно нас порадовала и библиотека. В ней мы наконец-то нашли книги Пушкина, а также советских писателей на русском языке. Ко всему прочему нас впечатлило и количество учебных курсов - их здесь более 600.

В общении с нами ректор гимназии Ярио Куовисто особо остановился на некоторых моментах. В частности, на вопрос о том, как в финской школе поощряют лучших учеников, он ответил так: «Мы не поощряем лучших, потому что мы не играем. Если мы будем поощрять лучших, то не останется других». Также руководитель гимназии отметил, что в финской школе не принято давать знания наперед, потому что необходимо только указать путь, где можно найти информацию. Таким образом, финская школа – это добыча информационных ископаемых.

Последним пунктом насыщенной программы стажировки по учебным финским заведениям стало посещение христианской школы в городе Ярвенпяа. Мы не могли долго понять принцип работы и форму собственности христианской школы. Как нам объяснил ректор школы Юкка Сипила, школа хоть и частная, но государственная. Несмотря на то, что здесь уклон сделан на христианские ценности, курсы по обязательным и предметам на выбор здесь точно такие же, как в других финских школах. Особенно нас «зацепили» слова ректора - Государство, в котором нет своих ценностей, вынуждено все контролировать!

А еще нам предложили написать своих 5-8 ценностей и потом мы сравняли их с ценностями христианской школы. Многое совпало.

Итак, наступило время заняться анализом и сделать необходимые выводы. А таковых у нас набралось с десяток.

Вывод№ 1. Дети в финской школе любят учиться и сами делают все, чтобы постоянно развиваться и соответствовать высоким современным требованиям образования.

Вывод № 2. Качество финского образования абсолютно одинаково в любых городах и весях, а, значит, что неважно, где ребенок учится, и все изначально имеют равные возможности.

Вывод № 3. Финская школа нацелена на движение вперед. Здесь очень много внимания уделяется инновациям.

Вывод№ 4. Ученик и учитель в финской школе – это равноправные участники учебного процесса, тандем которых строится на взаимном уважении и доверии.

Вывод № 5. Финская школа добивается хорошего результата, так как экономически развитая страна способна решать практически любые материальные вопросы. У финских учителей и администраций школьных заведений нет таких забот и проблем, с которыми сталкиваются российские школы. Финны заняты только тем, что и должны делать – давать качественное образование.

Вывод № 6. Финская система образования прозрачна во всем. Это позволяет избежать бюрократии и коррупции, произвола надзирающих органов.

Вывод№ 7. Учеба в финской школе – это настоящая работа и если ученик не хочет учиться, то он, таким образом, нарушает закон.

Вывод№ 8. Финские школьники не перегружены, хотя у них есть домашние задания, но с ним они справляются достаточно быстро.

Вывод№ 9. Все в финской школе делается со здравым смыслом. Любые проблемные вопросы решаются оперативно и положительно.

Вывод № 10. Финская система образования достаточно мобильна, так как Финляндия – страна небольшая и для того, чтобы ее выпускникам получить профессию и трудоустроиться в стране и за рубежом, необходимо иметь высокое качество знаний. А значит – надо быть всегда в тонусе.

Александр КОЗЛИХИН, г.Зеленогорск





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100