Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Третий день




Три кита финского образования.

Спешим всех обрадовать. Наша зарубежная образовательная стажировка благодаря проекту «Школа Росатома» в Финляндии успешно продолжается. В третий день мы посетили среднюю школу Корсо в городе Вантаа. В результате чего у нас сложилась полная картина того, как организованы все ступени школьного финского образования - начальная, средняя и старшая.

Мы погрузились в совершенно другую образовательную обстановку и получили возможность сравнить, найти плюсы и минусы российской и финской системы школьного образования. Трудно оспорить утверждение о том, что советское образование считалось одним из лучших в мире. Однако в настоящий момент российское образование переживает далеко не лучшие свои времена. Поэтому в различных международных рейтингах на авансцену выходят другие страны. Одним из мировых лидеров эксперты признают Финляндию.

Мы попытались дать ответ, так в чем же заключается феномен финского чуда? После трех дней нашей познавательной стажировки мы смогли сформулировать основную национальную идею финнов в образовании. На наш взгляд, три кита финского образования: доверие, самостоятельность и ответственность. Итак, давайте обо всем по порядку.

О доверии.

Государство и финское общество полностью доверяет школе, учителю и своим гражданам. Это говорит о высоком уровне развития гражданского общества, поэтому контроль осуществляется не надзорными органами, а общественностью. Государство задает вектор развития, а школа определяет его направление.

О самостоятельности.

С начальной школы финским детям прививаются навыки самообслуживания, самостоятельности, самооценки. В средней школе дети самостоятельно выбирают предметы для углубленного изучения. В школе много мастерских по технологии, где современное оборудование позволяет сформировать необходимые для жизни навыки и выбрать будущую рабочую профессию. Школа, используя возможности государственной автоматизированной информационной системы «Вилма», решает вопросы замены отсутствующих учителей и недостатка учебных помещений за счет ресурсов других школ города. Хотя если быть объективным, то нам, к сожалению, не до конца понятны организационные механизмы данной процедуры.

Об ответственности.

В финской школе ответственность, пожалуй, это краеугольный камень школьного образования. К учебному процессу со всей ответственностью подходят, прежде всего, сами дети. Ответственность несет и учитель за те знания, которые он дает ученикам. Также ответственность возлагается и на руководителей учебных заведений. Но при этом никто не перекладывает ответственность на другого. И учителя, и школа, в отличие от России, не несут ответственности за любые правонарушения, которые совершает финский ученик за пределами школы.

После того, как мы узнали, как устроено школьное образование в Финляндии, мы честно спросили друг у друга – а сможем ли мы прямо сегодня работать в финской школе? Некоторые наши коллеги ответили, что их, при многих плюсах, многое не устраивает, и они не пойдут на такой шаг. Впрочем, в большинстве своем наши педагоги готовы доказать свою конкуретноспобность.

Мы готовы перенять все лучшие стороны прогрессивного педагогического финского опыта и спроецировать это на российскую действительность. Учиться надо всю жизнь, в этом главный секрет любого успеха!

Александр ЗАЯКИН, Дина ИВАНОВА, г.Зеленогорск

Светлана КАЛМЫКОВА, г.Саров





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100