Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Первый день




А что лучше - порядок, существующий в наших школах, или то, что мы увидели здесь?

Паром причалил в гостеприимный порт города Хельсинки. Бдительные таможенники с пристрастием интересовались целью нашей поездки, поэтому, кроме отпечатков пальцев, мы предоставили им исчерпывающие ответы на многие вопросы, и только после этого мы смогли пересечь границу.

Стажировка началась! И как истинные педагоги мы сразу же направились в школу.

Мы готовились к поездке в финские школы, читали в Интернете про их систему образования, и все равно оказались не готовы к увиденному.

Первая школа, которую мы посетили, была начальной, да еще и с вековой историей, построенная в 1905 году, трижды пережившая капитальный ремонт, расположенная в двух зданиях.

Школа поразила нас внешним видом детей, демократичным стилем одежды педагогов, множеством образовательных мест, расположенных на каждом квадратном сантиметре. И кажущийся на первый взгляд хаос при более детальном изучении оказался вполне управляемым процессом обучения.

Нам удалось побывать на уроках и посмотреть на стиль общения ребенка и взрослого, детей между собой. Заглянули мы и в учебники, рабочие тетради, записи в которых ведутся карандашом и очень аккуратным, красивым почерком (даже у мальчишек).

У каждого в голове крутились вопросы: а что лучше - порядок, существующий в наших, российских школах, или то, что мы увидели здесь; нужно ли все переносить в нашу школу и надо ли вообще это делать; как без оценок, надзора и контроля получить такие результаты? И только потом, проанализировав ситуацию, мы попробовали выделить то положительное, что есть в финских школах и пока не работает у нас:

  • совершенно иной, более демократичный, свободный тип отношений, сотрудничество педагога и ученика;
  • самостоятельность детей в освоении предметных знаний;
  • функциональность школьного пространства;
  • материальное оснащение;
  • уважение и доверие к учителю;
  • отсутствие многочисленных отчетов;
  • подходы к детям с ОВЗ.

Интересно, а что же происходит в среднем и старшем звене, что позволяет Финляндии занимать высокие строки в рейтингах образовательных результатов? – Ответ на этот вопрос мы надеемся получить уже завтра! С нетерпением ждем следующего дня.

Мысли о прожитом дне не дают покоя, но мы помним, что утро вечера мудренее, подумаем обо всем завтра!

Людмила АЛЕКСЕЕВА, г.Заречный ЗАТО

Татьяна АЛЕНЬКИНА, г.Новоуральск




Символическое начало.

Полное разрушение стереотипов - с этого началась наша зарубежная педагогическая стажировка в Финляндии в рамках проекта «Школа Росатома». 17 педагогов из городов присутствия предприятий атомной отрасли будут перенимать передовой образовательный опыт финских коллег. К визиту в Финляндию мы приготовили корпоративный сюрприз. В ночь перед прибытием в столицу Финляндии мы «включили» свою богатую фантазию, в результате чего на пароме «Принцесса Анастасия» появился настоящий символ проекта «Школы Росатома» - апельсин с его забавным логотипом.

Суровая финская погода с пронизывающим ветром и снежной метелью ранним утром 21 марта в порту Хельсинки ничуть не испортила прекрасное настроение участникам российской делегации. Наш куратор - Ольга Логачева всех встретила и мы расселись в комфортабельный микроавтобус. И вот уже через час нас тепло встретили в первом пункте пребывания программы стажировки - начальной школе, которая располагается в финском городе Туусула.

Нам было интересно узнать буквально все, поэтому вопросы обаятельному директору школы Исмо Лейнонену сыпались, как из рога изобилия. Изумление, восторг, вот далеко неполный перечень эмоций, которые мы получили. Ну вот, представьте следующее. В отличие от строгих канонов и бюрократических порядков в России в стране Суоми дети в школьных классах сидят не на а стульях, а на гимнастических шарах. Ученики вплоть до 6-го класса вообще не получают оценки. Более того, они самостоятельно определяют свои «болевые точки».

Учитель в финской школе, как и директор, в авторитете. Ему полностью доверяют городские власти, родители, и в школу не приходят представители различных надзирающих органов. Еще интересная деталь - у директора здесь весьма небольшой педагогический коллектив и практически полностью отсуствует штат заместителей.

Финские дети незакомплексованы и полностью раскованы и, как мы убедились сами, запросто общаются со своими наставниками. Посетив помещения школы, многое нам показалось в диковинку, начиная с оснащения в трудовых мастерских, (кстати, там и девочки и мальчики занимаются вместе) и заканчивая всей системой организации финского образования в начальной школе. Она диаметрально отличается от российской школы. Например, серьезно отличается финская школа в части организации общественного питания. Здесь дети и учителя питаются вместе по системе «шведский стол». Мы сами продегустировали финскую кухню и остались довольны качеством финских продуктов. Также нас удивила информация директора о том, что порядка 70 детей приезжают в школу на такси и проезд в виду опасности дороги, оплачивается из городского бюджета.

Покидая эту школу, в нее хочется вернуться снова и снова, а впереди у нас еще несколько дней стажировки, поэтому эмоций хватит с лихвой.

Александр КОЗЛИХИН, г.Зеленогорск





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100