21 февраля 2016 года в рамках Школы кадрового резерва в рамках курсов повышения
квалификации «Основы технологии развивающего обучения в начальной и основной школе: проектирование содержания образования
в условиях реализации ФГОС» с докладом «Ключевые вопросы проектирования системы оценки качества» выступила
Елена Осипова, эксперт АНО « Институт проблем образовательной политики «Эврика».
В рамках доклада были рассмотрены ключевые вопросы проектирования системы оценки качества: что включает в себя блок актуальных
проблем в сфере оценки качества образования? что оцениваем? как оцениваем?
кто оценивает? каким образом используем оценочную информацию? как и в какой форме презентуем результаты оценки? как оцениваем
эффективность действующих моделей оценки качества?
В федеральном законе "Об образовании" содержится определение качества образования. В гл.1, ст. 2, п. 29 говорится, что качество
образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,
в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
При это эксперт особо подчеркнула, что существует ряд актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
- не определена специфика каждой ступени школьного образования в общей системе
оценки качества;
- современные модели обучения и устаревшая система оценивания;
- существующие КИМы не соответствуют современным образовательным результатам;
- затратные механизмы по сбору, обработке и анализу собираемой информации;
- субъективизм оценок;
- недостаток методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки;
- дефицит оперативности;
- дефицит научно-методического обеспечения и квалифицированных кадров;
- отсутствие координации между различными организациями, занимающимися оценкой
качества образования.
- несформированность электронной среды для аккумуляции всех результатов оценки
образовательных достижений учащихся
- отсутствие эффективной взаимосвязи между уровнем динамики образовательных результатов
учащихся и инструментами стимулированиях педагогов.
Что оцениваем?
Основная образовательная программа ступени оценивает эффективность намеченных способов достижения запланированных результатов.
Образовательная организация оценивает создание условий (психолого-педагогических,
кадровых, финансовых, учебно-методических, информационных, материально-технических), необходимых для доступного и качественного
образования;
Индивидуальные образовательные достижения обучающихся, включающие в себя как учебные, так и внеучебные результаты.
Как оцениваем?
Эксперт объяснила, что существует противостояние двух подходов к оцениванию. Это оценивание в целях контроля и отчетности
акцент на внешнюю оценку, ключевым элементом которой являются учебные достижения, измеряемые с помощью тестов и экзаменов
(нормативно-ориентированное тестирование). И оценивание для обучения, способствующее обучению (assessment for learning).
Образовательное оценивание нацелено на разработку оценочных процедур, в которых учащийся рассматривается как индивид, а не
в сравнении с другими учащимися, результаты измерений используются для создания условий образовательного индивидуального
прогресса.
Основная цель системы оценки качества в том, чтобы получить достоверную информацию о качестве образования (образовательных
результатов); чтобы случилась индивидуализация образования, развитие ресурсов, чтобы появились инструменты общественного участия
в управлении образовательного учреждения и чтобы появились обоснованные управленческие решения, обеспечивающие рост образовательных
результатов.
Рассматривая вопрос об уровнях оценки, Елена Осипова особо выделила уровни оценки, согласованные между собой: внешняя оценка,
которая осуществляется внешними по отношению к школе институтами, внутренняя оценка, или самооценка, которая осуществляется
педагогами, администрацией, учениками.
Образовательное событие
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате
которого ребёнок создает определённый продукт; а затем происходит усиление этого действия через рефлексию. Таким образом,
полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, более высокой цели. При этом любой
из участников образовательного события – действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность,
свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные
возможности.
Каким может быть образовательное событие? Для младших школьников это может быть событие-праздник,
событие-конкурс. Для подростков - событие-состязание, событие-инициатива,
событие- «защита».
Образовательное событие может оценивать ученик, учитель, руководитель образовательного
учреждения, родители, профессиональное сообщество.
Главное в оценке образовательного события так называемая оценочная этика, которая
включает в себя принцип "не навреди", установку на положительные эмоции и учет особенностей тех, кого оценивают.
Олеся Салунова
|